Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грузия: меж двух огней

'Это холодная война', - Малхаз Гулашвили, президент, основатель и учредитель медиа-холдинга Georgian Times

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Грузии сейчас идет "холодная война". Со стороны России к нам уже применены все меры, которые Америка применила к Ираку перед тем, как начала его бомбить. Дипломатические связи прекращены, транспортные тоже. Введено эмбарго на вино, на сельскохозяйственные продукты и так далее

На Первом форуме национальных СМИ стран СНГ и Балтии, который недавно проходил в Москве, в центре внимания были события в Грузии. Грузинские журналисты прилетели на форум через Стамбул - рейсы из Тбилиси в Москву отменены. И все-таки они приняли приглашение РИА 'Новости' - чтобы донести свою правду.

- Что сейчас происходит в Грузии?

- Холодная война. Со стороны России к нам уже применены все меры, которые Америка применила к Ираку перед тем, как начала его бомбить. Дипломатические связи прекращены, транспортные тоже. Введено эмбарго на вино, на сельскохозяйственные продукты и так далее.

- А чего Россия от вас добивается?

- Я не понимаю. И она, по-моему, тоже не понимает. Если речь идет о том, чтобы ослабить режим, то напрасно. Напротив, если недавно у нас не все поддерживали Саакашвили, то в условиях внешнего давления люди сплотились вокруг него. Самое страшное - разрушаются российско-грузинские народные связи.

- Кто же в этом виноват?

- Я не считаю, что в ухудшении отношений между странами виновата только Россия. Наши власти, к сожалению, тоже. С россиянами надо по-другому работать, более человечески. И с грузинами тоже надо по-другому работать, и это России нужно понять. У грузина такой характер - если ему кто-то что-то прикажет, он в жизни не сделает, только если по-хорошему.

Сейчас грузины считают себя обиженными тем, что Россия помогла сепаратистским движениям в Абхазии и Южной Осетии. А Россия считает, что мы не должны были заходить сюда, но ведь это наша территория! И для меня невозможно смириться с тем, что моя страна не контролирует Сухуми. Но если мы и дальше будем поступать неумно, то Россия и ее страны-сателлиты признают независимость Абхазии.

Сравнение такое: вы живете в многоквартирном доме, и несколько квартир оккупированы, вас туда не пускают. В таком состоянии сейчас Грузия. Нам не видать больших инвестиций, пока мы полностью не контролируем свою территорию. Целостность Грузии должна быть восстановлена.

- Как можно этого добиться?

- Есть два пути. Первый: военный, который для меня неприемлем. И второй - договорный. Надо вести диалог с абхазами и осетинами. Очень многое зависит от политики правительства Грузии, которая должна быть мудрой. К сожалению, этого пока не видно.

Да, наш президент сделал много хорошего. Благодаря Саакашвили грузинский вопрос прозвучал на весь мир, но ведь этого мало.

На дипломатическом уровне мы неправильно поступили с Россией, потому что слишком уповали на Америку и делали ставку на силу - как будто можно что-то решить военным путем.

Без России эту проблему решить нельзя. Мы ничего не можем сделать с Россией. И Америка не может, и Евросоюз. Россия повышает цены на газ, давая понять, что если с нею не будут говорить нормальным тоном, то и ответ будет аналогичный. Грузия - модель. Как она с нами общается, так и с другими будет говорить. Наше правительство сейчас молится, чтобы с ним начали разговаривать.

- Ваш президент недавно встречался с Путиным.

- Встречался, да. Но ничего серьезного не добился. Вот сейчас увидим, сколько у нас будет газа и будет ли газ вообще. Азербайджан обещал нам продавать газ, но когда они сообщили об этом, то российский министр иностранных дел заявил, что в таком случае поставки в Азербайджан будут сокращены на это количество.

Мы находимся в таком геополитическом положении, что если кто-то захочет влиять на Ближний Восток, он должен иметь влияние на Грузию, потому и идет здесь острая борьба. И нужно очень много ума и изворотливости, чтобы отвести борьбу от своей территории. Азербайджану это удалось, Армения тоже умно действует. А мы находимся на передовой. Грузия держит в руках флаг борьбы против России. Мы уже сильно пострадали от этого, но ни Европа, ни Америка серьезных заявлений по нашему поводу не делают. У них свои интересы.

- То есть Грузия стала картой в большой игре?

- Так и есть! Америка и Россия борются за влияние в этом регионе. Не забудьте: мы граничим с Ираном. А как Иран борется, известно. Есть шахиды, готовые в любой момент что-то взрывать.

Для меня главное, чтобы в этой шахматной партии Грузия стала той пешкой, которая вышла в ферзи и начала свою игру. Мы сами должны решать свою судьбу. Сейчас же контрольный пакет политики у Америки, а грузинские власти просто выполняют то, что им говорят.

- Что, и 'революция роз' развивалась по американскому сценарию?

- Да.

- Почему же Америка сейчас вам не помогает?

- Без России не может. После Ельцина там все было разрушено, и вдруг пришел человек, который многое изменил. У России появились рычаги влиять на мировую политику, только слепой этого не видит. А нас только успокаивают - мы, мол, все решим. Но что может решить Евросоюз?

70 процентов грузинского вина продавалось там, ВВП создавалось в России. Когда они найдут другие рынки? Кто их туда пустит? Что, Франция или Италия отдадут свою долю? А боржоми куда они денут? Ведь 70 процентов минеральной воды уходило в Россию. Европейские страны платят огромные деньги, чтобы зайти на российский рынок, а мы с него сами ушли. Основа всего - экономическое процветание. Надо идти бизнес-путем, а не путем авантюр.

- И где же выход?

- Единственный выход из этой ситуации - наш нейтралитет, который будут отстаивать большие страны. Пусть не НАТО, а Евросоюз этим займется. Если НАТО к нам зайдет, то мы окажемся под ударом Ирана. А еще рядом Турция, у которой проблемы с курдами. Я много думал, почему нам так трудно вернуться в западный мир, но, видно, выше геополитики не прыгнешь.

- А какие чувства вы испытали, когда на саммите в Риге Буш заявил, что у Грузии есть надежда на вступление в НАТО?

- Это вызывает раздражение России, которое сказывается на нас.

- Выдержит ли народ эти испытания?

- У народа плохое настроение. Цены очень выросли - почти на 60 процентов. Зима на носу, а правительство не может сказать, будет ли газ. Недавно к нам приезжал автор грузинской революции, заместитель госсекретаря США. Он сказал, что он не против, чтобы мы покупали у Ирана газ, а потом посол заявил, что США не хотят, чтобы мы заключали с этой страной долгосрочный контракт.

______________________________________

Ответы президента, основателя и учредителя медиа-холдинга Georgian Times Малхаза Гулашвили на вопросы читателей ИноСМИ.Ru можно прочитать здесь