Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе в прибалтийских русскоязычных СМИ развернулась активная дискуссия по поводу дальнейших путей развития русских общин в новых независимых государствах. При этом одни считают, что надо усиливать связи с Москвой, другие полагают, что предпочтительней ориентироваться на Евросоюз. И более тесно сотрудничать с Европейским русским альянсом, например

На этой неделе в прибалтийских русскоязычных СМИ развернулась активная дискуссия по поводу дальнейших путей развития русских общин в новых независимых государствах. При этом одни считают, что надо усиливать связи с Москвой, другие полагают, что предпочтительней ориентироваться на Евросоюз. И более тесно сотрудничать с Европейским русским альянсом, например.

Наиболее ярким выразителем взглядов первой группы является латвийский публицист и депутат Сейма Латвии от объединения 'ЗаПЧЕЛ' Николай Кабанов. В своих статьях в местной прессе он настаивает на утопичности создания центра русской диаспоры вне Москвы. Основной же задачей русских за рубежом Кабанов считает лоббирование интересов России.

Рупором второй группы является председатель Европейского русского альянса и один из руководителей того же латвийского политического объединения 'ЗаПЧЕЛ' Мирослав Митрофанов. Он придерживается противоположных воззрений и называет даже 'вредными чрезмерно большие надежды русских латвийцев на Москву'.

На самом деле на примере рижской русской общины и этой дискуссии наиболее ярко видны противоречия в среде наших соотечественников за рубежом. Потерявшие Родину во время революции 1917 года и Гражданской войны, попавшие волею судеб на Запад в лихолетье Великой Отечественной, оставшиеся за пределами нынешней России после крушения СССР в 1991 году - все они стоят перед схожими дилеммами. И главная из них - отношение к исторической Родине и российской власти, что не одно и то же.

Среди наших соотечественников за рубежом практически нет людей, не испытывающих теплых чувств к России как стране. Их не было даже в советские годы среди убежденных борцов с большевистским режимом. Это вообще характерно для русской иммиграции - нелюбовь к Кремлю некоторой ее части никогда не трансформировалась в ненависть к России. Поэтому-то Россию любят все. Но вот Кремль - нет.

Поэтому основная масса наших соотечественников, особенно в странах бывшего Союза, делится на две основные группы, дискуссия между наиболее яркими представителями которых приведена выше. Одни считают российскую власть своей. Другие относятся к России только как к исторической Родине, а к Кремлю как просто резиденции чуждой для них власти.

Самое интересное, что это касается не только русскоязычных. Почти такое же отношение к Москве можно встретить у многих граждан бывшего Союза, независимо от их национальности. И это тоже некий феномен нашего времени. Зачастую представители коренных народов бывших республик СССР более лояльно относятся к российскому руководству, нежели проживающие там же русские.

Но что же объединяет всех наших соотечественников, кроме теплого отношения к России как к стране? И чем Кремль мог бы им помочь всем, несмотря на различное отношение русских к нему? И как не допустить, чтобы русские сообщества на территории бывшего Союза не постигла участь многочисленной русской общины в той же Франции, существование которой в общем-то завершилось практически полной ассимиляцией.

В вышеупомянутой дискуссии в прибалтийском медиапространстве представители обоих течений наших соотечественников сошлись в одном - русская диаспора неотделима от культуры России, ее литературного наследия, а главное - языка. Именно в сохранении этого наследия должен помочь Кремль всей русской диаспоре. И именно это будет с благодарностью воспринято всеми нашими соотечественниками. И может быть, изменит отношение части из них и к российской власти.

А главное - это все-таки развитие русского языка среди нашей диаспоры. Невнимание к этому вопросу и привело в свое время к исчезновению мощной русской диаспоры во Франции. Большинство детей и внуков бывших российских подданных уже почти не говорят по-русски. Не хотелось бы в этой связи, чтобы к печальному результату в этой сфере привел перевод русских школ в Прибалтике на билингвальный язык преподавания. Ни к чему хорошему не ведут и схожие процессы, постепенно набирающие силу на Украине.

Зачем России русские за рубежом? Некоторые политики предлагают отказаться от них, мотивируя это тем, что представители русской диаспоры уже не наши граждане. А некоторые предлагают, наоборот, сделать ставку на русскоязычных как на союзников за рубежом. Думается, что и то и другое мнение ошибочно. Главное, чтобы наши соотечественники сохранили свою самобытную культуру, традиции. И таким образом и далее вносили свой вклад в сокровищницу российской цивилизации. Иного не дано.