Составные части российской индустрии ИКТ
Традиционное деление на hardware (аппаратная часть компьютера) и software (программное обеспечение) вполне применимо к российской IT-промышленности. Импорт IBM PC короткое время (вторая половина 80-х) был просто сферой спекулятивного вложения капитала. Однако вслед за этим быстро сложилась индустрия производства компьютеров, в которой заняты, по нашим оценкам, не менее 100 тыс. человек (не считая тех, кто занят в компаниях, специализирующихся на импорте комплектующих). Вместе с крупными компаниями - такими, как Kraftway, Aquarius, Depo, К-Systems, Formoza - в этой сфере работают тысячи мелких производителей, которым в совокупности принадлежит больше половины рынка. По качеству лучшие образцы российских компьютеров не уступают любым импортным.
Как признался в разговоре со мной CIO одной из нефтяных компаний России, 'я покупаю серверы Hewlett-Packard не потому, что они лучше, а потому, что в случае их отказа меня никто не упрекнет за то, что я купил отечественные машины'. Однако производство компьютеров - не та сфера, в которой Россия может рассчитывать на успешный экспорт своей продукции. Производство ПК в стране ориентировано почти исключительно на внутренний рынок.
Иное дело российские софтверные компании. Именно с ними связаны надежды на диверсификацию российского экспорта, который более чем наполовину составляет углеводородное и иное минеральное сырье.
Отечественный софтверный бизнес может быть условно разделен на три составные части, между которыми нет, впрочем, четких границ. Авангард отрасли составляют несколько крупных компаний с мировым именем: 1С, ABBYY, 'Лаборатория Касперского', 'Диалог-Наука' и другие. Они разрабатывают и поставляют готовые тиражируемые программные продукты, авторскими правами на которые и обладают. Первоначально коммерческий успех достигли на внутреннем рынке, но вполне конкурентоспособны и на внешнем. Это наша регулярная программистская армия. Ее наступление на западные рынки встречает хорошо организованное сопротивление и дается с большим трудом, однако не прекращается ни на день.
Компании, специализирующиеся на офшорном программировании, называемом также аутсорсингом (что подразумевает изготовление программного обеспечения на заказ), образуют еще одну специфическую часть индустрии, объединенную в ассоциацию 'Руссофт'. С ней связаны надежды на успешную конкуренцию России с Индией, Ирландией, Израилем и другими странами на мировом рынке офшорного программирования.
Далеко не всегда результатом работы аутсорсинговой компании становится готовый программный продукт, заказом может быть фрагмент чужого проекта. Авторские права на разработку принадлежат, как правило, не разработчику, а заказчику. Если продолжать военную аналогию, офшорное программирование более всего напоминает службу в иностранном легионе. В 2005 году компании, входящие в 'Руссофт', впервые экспортировали программный код более чем на миллиард долларов.
Наконец, ISDEF (Independent Software Developers Forum). Это компании и отдельные разработчики, производящие готовые программные продукты, изначально ориентированные на западные рынки. Образовано ISDEF сообществом программистов, называемых на профессиональном сленге шароварщиками -- от shareware (условно бесплатный софт, продаваемый через Интернет). ISDEF -- это не регулярная армия, но и не наемники. Это, скорее, казачество. Войско, возможно, не слишком хорошо организованное, но деятельное и бодрое, успешно воюющее на границах богатых иностранных рынков.
Именно у софтверной индустрии лучшие перспективы роста - последние пять лет она стабильно наращивает обороты на 25-30% ежегодно. Это видно хотя бы из того, что из общего объема российского ИТ-рынка в 2005 году, оцениваемого экспертами в 14,2 млрд, долларов, 58% пришлось на поставки оборудования, лишь 10% - на поставки компьютерных программ и 17% - на услуги. Для сравнения в Европе доля оборудования занимает лишь 29%.
Не менее интенсивно в России развивается и неотделимая от IT сфера - телекоммуникации. В результате бума на рынке сотовой связи охват населения страны этим видом услуг на сегодня достиг уровня, сопоставимого с европейским. По данным экспертов J'son & Partners, количество абонентов сотовой связи в России в конце октября 2006 года составляла 148 млн. человек, уровень проникновения в целом по стране достиг 104%, а в московском регионе - 152%.
Относительно быстро приобщается российское население и к интернету, но регулярно доступом во Всемирную паутину пользуется пока лишь каждый десятый. Причина в недостаточно развитой инфраструктуре связи в российской глубинке.
На начало 2005 года в стране оставалось более 40 тысяч населенных пунктов, не обеспеченных фиксированной телефонной связью. По большей части такие населенные пункты находятся в центре и на северо-западе европейской части страны (небольшие деревни), где, строго говоря, благодаря сотовым сетям проблема связи не так остра, как на востоке России. По инициативе Министерства информационных технологий и связи РФ принята государственная программа по развитию в стране универсальной услуги связи. Это означает, что для жителей каждого населенного пункта в пределах пешей досягаемости должен находиться таксофон, а там, где число жителей составляет 500 человек и более, также коллективный пункт доступа к Интернету. Финансирование универсальной услуги связи обеспечивается отчислениями из прибыли компаний - операторов связи. По словам министра IT и связи Леонида Реймана, в 2008 году задача телефонизации населенных пунктов страны будет решена полностью.
Также к 2008 году в стране не останется ни одной общеобразовательной школы, не имеющей широкополосного подключения к Интернету. В настоящее время ежедневно к всемирной сети подключается 450 российских школ. Минимальная пропускная способность канала связи при этом - 128 килобит в секунду.
Параллельно с решением этой масштабной задачи началось развертывание сетей цифрового телевизионного вещания. Первая из них год назад введена в эксплуатацию в сельских районах Мордовии. Полный же переход к цифровому ТВ Россия запланировала к 2015 году.
Государство до сих пор контролирует тарифы на услуги операторов-монополистов на рынке услуг фиксированной связи, что позволяет удерживать их на достаточно низком уровне. С февраля 2007 года в России вводятся новые тарифы для таких компаний, и средний уровень безлимитного тарифа на услуги местной связи составит 6-8 долларов в месяц.
Отрасль информационных технологий и связи (ИКТ) последние несколько лет демонстрирует неуклонный рост - более чем на 30% ежегодно. По данным Министерства информационных технологий и связи РФ, общий объем индустрии в 2005 году составил более 36 млрд. долларов - на 31% больше, чем в 2004 году (при этом отрасль связи выросла на 40%, IT - на 20-25%). По словам официального представителя министерства, на конец 2006 года вклад отрасли ИКТ в рост экономики России практически сравнялся с вкладом нефтяников: в 2005 году на долю ИКТ пришлось 0,5% роста ВВП, а на нефтяную отрасль - 0,6%.
Сотрудничество России и Франции
Таковое развивается благодаря, в частности, российско-французской рабочей группе по информационным технологиям и связи. Последний раз она собиралась в сентябре 2006 года. Российскую делегацию возглавил заместитель министра информационных технологий и связи РФ Б.Антонюк. Французскую - заместитель директора по работе с госструктурами генеральной дирекции "Технологии и информационное общество" Министерства экономики, финансов и промышленности Франции А.Брей. Пример продолжительного и успешного сотрудничества наших стран - плодотворное участие компании Alcatel в развитии сетей фиксированной и сотовой связи в России, а также поставке так называемой 'полезной нагрузки' для спутников связи для российской государственной компании 'Космическая связь'.
Поддержка IT-индустрии государством
Руководство страны видит в стимулировании IT-индустрии возможность дать России избавить экспорт от сырьевой зависимости и с этой целью предпринимает последовательные и энергичные меры. Билл Гейтс, посетивший Москву в ноябре 2006-го, сказал после встречи с вице-премьером Дмитрием Медведевым и министром Леонидом Рейманом: 'Эти парни знают, что делают'.
Непосредственное участие в судьбе отрасли принимает президент Владимир Путин. Последнее связанное с ним событие, прошедшее минувшим летом, - заседание Госсовета в Нижнем Новгороде, посвященное IT-индустрии.
Для стимулирования развития IT-отрасли в этом году запущена государственная программа создания технопарков в сфере высоких технологий. Подготовленная Мининформсвязи программа была утверждена 16 марта 2006 года распоряжением Правительства России. Технопарки будут созданы в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Тюменской и Калужской областях, а также в Санкт-Петербурге и Татарстане. 17 апреля 2006 года состоялось открытие строительства ИТ-парка в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Всемирный банк уже выделил 20 млн. долларов на строительство технопарка. 20 июня 2006 года правительство Московской области приняло постановление о создании технопарков на территории муниципального образования 'Черноголовка' и Дмитровского района Московской области. Из федерального бюджета в 2007 году будет выделено около 2 млрд. рублей на подготовку инфраструктуры для строительства технопарков.
В этом году осуществлена корректировка Налогового кодекса с целью введения специального режима предпринимательской деятельности для экспортеров софта (особенность налогообложения в России - высокие отчисления с фонда заработной платы предприятий, что неприемлемо для производителей программного продукта). 28 июля 2006 года Президент России подписал закон о налоговых льготах для российской IT-отрасли. В частности, льготы предусматривают существенное снижение ЕСН для ИТ-компаний, работа которых ориентирована на экспорт.
По инициативе Миниформсвязи начинается сотрудничество с Всемирным банком по совершенствованию российского законодательства в сфере IT в рамках проекта 'Развитие рынка информационных технологий в России'.
9 августа 2006 года по предложению Мининформсвязи России постановлением правительства создан 'Российский инвестиционный фонд технологий и инноваций'. Фонд обеспечит финансирование перспективных бизнес-проектов. Предпочтение будет отдано проектам, срок окупаемости которых составит от 1,5 до 3-х лет.
Наконец, с целью поддержки отечественной IT-промышленности и повышению эффективности мер по развитию экспорта в этой сфере в составе Мининформсвязи создается специальная бюрократическая структура - Федеральное агентство по экспорту высоких технологий.
Проблемы роста
У России есть реальный шанс добиться принципиально важной цели: экспортировать софт в масштабах, сопоставимых с экспортом нефти. Впервые об этом заявил министр Леонид Рейман осенью 2004 года. Но ставка на индийский путь - офшорное программирование и IT-аутсорсинг - России противопоказана по причине несопоставимого с Индией числа разработчиков. В нашей стране, по самым оптимистичным оценкам, не более 200 тысяч программистов, а в Индии их за миллион. Специализация России может состоять в реализации особо сложных IT-проектов, включающих исследовательскую часть, и в создании индустрии знаний.
Основной проблемой, сдерживающей развитие IT-индустрии, стал дефицит кадров. Причина состоит в высоких темпах роста рынка и деградации системы высшего образования, которая не может более воспроизводить квалифицированных IT-инженеров в промышленных количествах. От успеха реформирования (восстановления?) этой системы зависит и успех развития отрасли.
Перспективы вступления страны в ВТО не пугают. Президент Национальной компьютерной корпорации Александр Калинин говорит в этой связи: 'Я не вижу в этом угроз для бизнеса отечественных IT-компаний. Если таможенные процедуры станут прозрачнее, это упростит доставку товаров и услуг и создаст для российских игроков более комфортные условия работы как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Разумеется, активизируются транснациональные компании - наши конкуренты. Вероятнее всего, они не станут создавать здесь свои структуры и подразделения, а будут покупать российские фирмы. Так происходит во многих станах. Но при этом, везде остаются игроки национального масштаба'.
Dr. Андрей АННЕНКОВ, обозреватель еженедельных журналов 'Профиль' и BusinessWeek Russia, специально для журнала 'Рост'