В начале этого года лидер среди российских производителей передающего радиотелевизионного оборудования ООО 'Алмаз-Антей Телекоммуникации' (дочернее предприятие Концерна ПВО 'Алмаз-Антей') и французская компания Thomson Broadcast & Multimedia подписали документы о создании совместного предприятия Almaz Antey Thomson Broadcast (AATB). Российско-французское СП будет производить оборудование, необходимое для реализации правительственной программы модернизации передающей сети телерадиовещания на территории РФ и перевода ее на европейскую систему цифрового телевизионного вещания.
СП объединило научно-технологические достижения российской и французской компаний. В ходе подготовительной работы в течение 2005 года технические специалисты двух стран провели анализ производимой обеими сторонами продукции и изучили их технологические и производственные возможности. Французы признали успехи ОАО 'Концерн ПВО 'Алмаз-Антей' в разработке выходных усилителей мощности, пассивных элементов СВЧ тракта передающих устройств, системы вторичного электропитания, адаптированного к российскому энергоснабжению. В свою очередь, Thomson Broadcast & Multimedia имеет преимущество в производстве устройств формирования цифрового телевизионного сигнала. 51% уставного капитала СП принадлежит ООО 'Алмаз-Антей Телекоммуникации', 49% - Thomson Broadcast & Multimedia.
О ходе реализации этого крупнейшего проекта рассказал корреспонденту 'Роста' Игорю Николайчуку Генеральный директор AАТВ Игорь Костиков
- Почему для перевода российского телевещания на цифровой стандарт привлекаются французские технологии, опыт и капитал?
- Этому есть две причины. Первая - политическая. Еще во времена СССР была достигнута договоренность между де Голлем и Леонидом Брежневым о том, что наше цветное телевидение будет использовать французский стандарт SECAM. Кстати, в этом году мы отметили его пятидесятилетие. На одной из недавних встреч президентов России и Франции был поставлен вопрос о необходимости придать новый импульс сотрудничеству в области телевидения. Политическая воля лидеров двух стран открыла новую страницу совместных работ, и французские фирмы были приглашены к участию в программе модернизации российского ТВ. Вторая причина - организационно-техническая: построение системы распространения сигнала во Франции весьма близко к российской.
- Весь цикл работ будет выполнять Ваша компания?
- Очень важно, чтобы одна и та же фирма отвечала за весь цикл работ - от изготовления нового оборудования и замены старого до выдачи сигнала потребителю. В зарубежной практике модернизации телесетей есть примеры, когда одна организация занимается передающим оборудованием, а другая передачей сигнала - в результате различных накладок технического и организационного характера сигнал до потребителя не доходит. Поэтому российское правительство решило не рисковать и приняло решение о том, что будет выбран единый подрядчик на весь цикл работ. При этом обеспечивается минимум расходов как для государства, так и для населения.
- Почему при создании СП предпочтение было отдано именно фирме Thomson?
- Первоначально предполагалось участие в этом проекте известной французской корпорации Thales, которая специализируется на радиоэлектронике и обладает необходимыми передовыми технологиями. Но соответствующее отделение Thales в 2005 году было куплено корпорацией Thomson. Так что никаких сенсаций или конфликтов здесь места не имело. Команда разработчиков телекоммуникационной аппаратуры просто перешла из одной фирмы в другую.
- В феврале 2006 года после очередного заседания Российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК) проект создания российского цифрового телевидения был разрекламирован в прессе. Прошел уже почти год, и создается впечатление, что дело с места не сдвинулось. В чем проблема?
- Специальное предприятие 'под цифру' начало создаваться только в феврале 2006 года и приступило к работе в мае. За это время было пройдено два существенных рубежа: был собран и протестирован в августе наш первый совместно разработанный передатчик и российской стороной были подготовлены производственные мощности для начала изготовления передатчиков. Кроме того, мы выиграли тендер, объявленный 'Российской телевизионной и радиовещательной сетью' /РТРС/ на поставку новых передатчиков, пока, правда, чисто российских, для того, чтобы приобрести необходимый опыт работы перехода на цифровое телевидение. Одна из важных задач предприятия сегодня - обеспечение и поддержание системы аналогового телевидения, пока оно работает в наших странах. Что касается перехода на цифровое вещание, то мы ориентируемся на соответствующую правительственную программу, которая появится, скорее всего, в начале 2007 года.
- Осталась ли контрольная цифра стоимости перехода Росси на цифровое телевидение: 43 млрд руб.?
- Она будет зависеть от содержания и конкретных положений программы. Насколько я понимаю, сумма должна быть значительно больше.
- На октябрьском заседании комиссии СЕФИК в Нижнем Новгороде местные журналисты распространили информацию, что этот регион выбран в качестве пилотного для внедрения цифровое телевидение в России. Прокомментируйте эти заявления.
- Выбор пилотного региона обсуждается с июня 2006 г. Один из вариантов- Нижний Новгород. Но пока не будет принята концепция, правительственная комиссия наложила на эти обсуждения мораторий. Мы ждем появления концепции и программы перехода, и тогда будут четко определены регионы, где цифровое телевидение будет внедряться в первую очередь. Программу эту разрабатывают министерство культуры и массовых коммуникаций и министерство информационных технологий и связи. Могу добавить, что ответственным за техническую составляющую назначен министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, а председателем комиссии по переходу на цифровое телевидение - первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
- Можно ли сказать, какое из российских предприятий получит наибольший объем заказов?
- Окончательного решения о том, как будет финансироваться программа - централизованно или из региональных бюджетов-пока нет. Не решен и вопрос, какой стандарт сигнала - MPEG2 или MPEG4 - будет использоваться. Для передающих мощностей это не так принципиально, а для населения с учетом стоимости декодеров и перспектив развития это имеет большое значение. Хотя переход на стандарт MPEG2 несколько дешевле, сам этот стандарт уже морально устарел.
- Каково влияние французской стороны на выработку концепции?
- Концепция разрабатывается исключительно российским правительством. Французский опыт в той или иной мере учитывается. Есть диалог в рамках СЕФИК по телекоммуникациям, есть диалог между телевизионщиками двух стран. В мае, например, было большое мероприятие в Париже, на котором работники телевидения двух стран - и представители российских каналов, и операторы передатчиков, и поставщики оборудования - обсуждали ход реформы во Франции и вопросы законодательства. Франция, однако, не является единственной страной, которая рассматривается в этом плане. Учитывается и опыт других стран. Тем более, что Франция сама еще не определилась, каким образом будут предоставляться декодеры населению. Такой опыт накоплен в США, Великобритании и Финляндии. Многие из этих проблем относятся скорее к социальной сфере.
- Когда же мы можем включить телевизор и увидеть на экране четкую цифровую картинку?
- Первый заместитель главы правительства Дмитрий Медведев заявил, что начало перехода на цифровой формат телевидения в России должно состояться в 2007 году. Для Москвы это будет гораздо проще из-за наличия Останкинской телебашни, кроме того, Москва насыщена кабельным телевидением. Что касается всей России, то срок нам отпущен до 2012 года с возможным продлением до 2015 года.