Этот аналитический доклад был написан в середине июля, а 18 сентября его разослали ряду депутатов Госдумы. Сразу после этого доклад привлек к себе обостренное внимание некоторых политиков. Авторы доклада - известный советский дипломат Валентин Фалин и один из бывших руководителей Службы внешней разведки России Геннадий Евстафьев, оба ныне независимые эксперты.
Авторы попытались рассмотреть наиболее вероятные действия США в отношении России в период избирательного цикла 2007- 2008 годов, когда в стране будет решаться вопрос обеспечения преемственности курса В. Путина. Доклад не преследовал цель обосновать переход к конфронтации в отношениях с США - она сегодня не нужна никому. Но вот на необходимости понимания замыслов США в отношении России авторы настаивают. И повод для такой настойчивости есть: до сих пор все описанные в докладе события происходят именно так, как предсказали авторы.
Перекроить под себя
Итак, проблема обозначена: российско-американские отношения вновь на перепутье. Лейтмотив СМИ и в США и вообще на Западе - Россия не вписывается в 'западную цивилизацию', она по своей природе не годится в равные партнеры западным демократиям. Американский истеблишмент никак не может понять, что цепная реакция распада России прервалась и пора бы переходить к разработке новых условий взаимодействия с Москвой.
Однако есть достаточно оснований рассматривать нынешнее усиление антироссийской риторики Белого дома не как тактическое 'охлаждение', а как начало долговременных перемен в российской политике Вашингтона. Причем, как считают авторы доклада, угрозу несет не столько изменение американской стратегии в отношении России - это было вполне предсказуемым для тех, кто знает устоявшийся американский менталитет превосходства. Опасность представляет то, в каком быстром темпе происходит это изменение.
Как это будет
Авторы доклада намечают несколько линий, по которым будет производиться давление на Россию. Анализ публикаций американских СМИ, экспертных оценок и настроений в близких к Белому дому кругах свидетельствует о том, что ключевая ставка США будет сделана на попытку инициировать (через задействование всех накопленных еще в 90-е годы инструментов и фигур влияния) скрытную перегруппировку сил внутри высших эшелонов российского руководства, политической и деловой элиты, которая бы проложила путь к 'тихому' осуществлению российского варианта 'оранжевой революции'.
Ничего принципиально нового в стратегии американцев не предвидится - накопленный опыт постсоветских 'цветных революций', адаптированный под российские условия. Тем не менее, сценарий, написанный в июле, постепенно начинает сбываться. 'Час' предлагает читателям самим сопоставить некоторые прогнозы авторов доклада и реальное развитие событий.
Выборы - под сомнение
Один из вариантов воздействия - усиление внутриполитического давления на российское руководство посредством непризнания выборов. Основным сценарием здесь видится следующая цепочка действий:
- сознательное нарушение некоторыми оппозиционными деятелями действующего законодательства о выборах как провокация на снятие кандидата властями. Организация вокруг этого разного рода бойкотов и шумных кампаний на Западе и внутри России о нарушении прав человека;
- отказ наблюдателей Запада признать выборы президента РФ свободными и демократическими, публикация официальных докладов наблюдателей ОБСЕ и СЕ о 'массовых нарушениях в ходе выборов';
- организация слушаний и антироссийских резолюций в Европарламенте в рамках других международных организаций, вынесение соответствующих резолюций по поводу итогов выборов в РФ.
Ключевой кандидатурой на роль снимаемого кандидата пока представляется Михаил Касьянов как не имеющий никаких электоральных перспектив, но ценный в качестве 'жертвы режима'.
Протест масс - на благо Америки
Использование объективно существующего потенциала социального протеста в РФ видится как еще одна эффективная линия давления на Россию. Сюда относятся поощрение и инициирование обращений организаторов российских протестных движений (автомобилисты, обманутые вкладчики, соинвесторы жилья, переселяемые владельцы недвижимости, в перспективе в результате стремительного роста тарифов ЖКХ недовольство 'обездоленных нанимателей - арендаторов жилья' и пр.) к Западу (Совет Европы, Европейский суд) как к последней инстанции заступничества с целью узаконить эти каналы давления на Москву.
Очень будут приветствоваться иски россиян в зарубежные судебные инстанции против руководства страны по поводу нарушения демократических прав и свобод, проявлений тоталитаризма и т. п. - до возникновения 'критической массы', оправдывающей введение международно-правовых санкций вплоть до ограничения в крайних случаях российского суверенитета ('замораживание' госсредств на счетах иностранных банков и пр.).
Ну как не порадеть...
'Мы не подняли скандала - нам вождя недоставало' - именно поиск вождя, способного защищать американские интересы в России, сейчас особенно важен. Неспособность российских правых либералов эффективно освоить даже минимум вложений и задействовать в полной мере ресурс толпы заставляет Вашингтон обращать свой взор на другие слои российского электората. Не сужая спектр поиска 'ставленника' (в Вашингтоне за последнее время побывали практически все представители правой российской оппозиции) и, сохраняя традиционный уровень поддержки старых 'прозападных сил' в России (М. Касьянов, Н. Белых, Г. Каспаров), Белый дом все очевиднее склоняется к тому, чтобы сделать ставку на объединение некоторых левых и либеральных кругов в российской оппозиции.
Отсюда - одобрение текущего сближения их позиций с правозащитной риторикой Вашингтона в отношении Кремля и превращение этой конструкции в устойчивый электоральный оппозиционный блок (по меньшей мере, на период предвыборной кампании), пользующийся 'доверием' и населения, и Запада. Наиболее эффективным и выигрышным некоторым силам в Вашингтоне представляется электоральный тандем Рыжков - Рогозин.
Энергия - сила!
Очень важное направление - подрыв стратегии энергетического суверенитета РФ по следующим ключевым направлениям:
продавливание решения о доступе альтернативных международных поставщиков энергоносителей к экспортной трубопроводной системе РФ в рамках Энергетической хартии или новых стратегических соглашений с Евросоюзом (вот и 'польский демарш прорезался! - Авт.)
требование приватизации предприятий российского ТЭКа и непременного участия западных компаний в ней как элемента 'борьбы с коррупцией';
активизация реализации проектов альтернативных путей транспортировки энергоносителей из Закавказья и Центральной Азии в Европу;
срыв масштабных планов энергетического сотрудничества с КНР (блокирование строительства газопроводов в Китай по экологическим и другим соображениям);
усиление давления на Москву якобы в целях 'защиты' энергетических интересов своих партнеров - Украины, Грузии, Польши, Прибалтики и шире - Западной Европы.
В среднесрочной перспективе следует ожидать обвинения РФ в использовании 'монопольных преимуществ' географического расположения и природных богатств с соответствующим ужесточением требований к России по большинству внешнеэкономических проблем (вступление в ВТО, сохранение дискриминационных ограничений в американском и других законодательствах и пр.) в качестве 'логичного ответа' на применение Россией 'энергетического рычага'.
В более отдаленном будущем возможно создание системы международного признания запасов энергоносителей и прочих природных богатств 'неотчуждаемым общечеловеческим благом' (по аналогии с водными ресурсами и атмосферой) с последующей необходимостью внесения соответствующих коррективов в международно-правовую концепцию национально-территориального суверенитета. М. Олбрайт уже озвучила вожделенную идею о том, что российская Сибирь вообще-то должна 'принадлежать всем'...
Свое, 'цветное'...
Разумеется, на данном этапе США будут активизировать содействие 'оранжевым режимам' - прежде всего в Киеве и Тбилиси. Не нуждаясь в таких союзниках в военном отношении (в Пентагоне растет понимание издержек 'партнерства' с ними для боеспособности и мобилизационной готовности сил альянса), Вашингтон будет использовать диалог Украины и Тбилиси с Брюсселем преимущественно как инструмент дипломатического торга с Москвой.
Кроме того, ожидаемо усиление давления по всему спектру проблем России в СНГ - вплоть до инициирования выхода Украины и Молдавии из СНГ с принятием их в НАТО.
Следует ожидать также дальнейшего обострения 'белорусского вопроса'. За планируемым переносом офиса НАТО из Тбилиси в Ереван и пропагандой американского посредничества в решении карабахской проблемы отчетливо просматривается активизация адресной работы с Арменией. Параллельно будет идти усиление дискредитационного давления на руководство стран - ближайших союзников Кремля на пространстве СНГ - Белоруссии, Казахстана, Армении, Узбекистана и др.