На Белоруссию, так долго получавшую российский газ по льготной цене, оказывается жесткое давление с тем, чтобы с 2007 г. она начала платить за газ гораздо больше и передала контроль над своей энергетической промышленностью. Одной лишь пророссийской позиции Лукашенко более не достаточно для продвижения коммерческих интересов 'Газпрома', и он, вероятно, хотя бы частично откажется от контроля над национальной сетью трубопроводов 'Белтрансгаз', чтобы зафиксировать цены на уровне примерно 135 долларов за 1000 кубометров, а не 200 долларов, как сейчас требует 'Газпром'. Однако даже при этом уровне сомнительно, что экономическая модель Лукашенко останется функциональной - особенно, с учетом того, что приходит конец и выгодной торговле Белоруссии российской нефтью.
Вероятно, лишившись козырных карт, Белоруссия в ближайшие годы будет вынуждена платить за энергоносители еще больше.
Сообщается, что 14 декабря высокопоставленные руководители государственной монополии заявили, что 'Газпром' готов отключить газ Белоруссии, если не будет достигнуто соглашение о ценообразовании с 2007 г. Сегодня Белоруссия платит 46,67 долларов за тысячу кубометров, в то время как 'Газпром' требует 200 долларов. Белорусская сторона неохотно согласилась платить 135 долларов за тысячу кубометров - столько же, сколько Украина.
Однако российские официальные лица готовы установить эту цену только в том случае, если Белоруссия, как и Украина, заключит побочные сделки. В случае с Украиной суть этих сделок не раскрывалась. В случае с Белоруссией 'Газпром' давно стремится получить хотя бы 50% 'Белтрансгаза', по трубам которого идет примерно треть газа, проходящего по территории страны. (Остальные две трети идут по трубопроводу 'Ямал-Европа', большинство акций которого уже принадлежит 'Газпрому'). Две стороны ведут переговоры по 'Белтрансгазу' уже больше года, но их оценки стоимости компании заметно разнятся.
Конец очереди
В прошлом году Белоруссия оставалась единственной бывшей советской республикой, не столкнувшейся с требованиями России увеличить цену на газ, по крайней мере, вдвое. Цены на газ для Белоруссии остались на прежнем уровне. Однако сегодня твердой поддержки внутренней и внешней политики России со стороны Лукашенко уже недостаточно для того, чтобы газ доставался ему по столь низкой цене. Тому есть две причины.
Во-первых, в этом году Лукашенко победил на очередных выборах, поэтому 'Газпром' и контролирующее его российское правительство более не чувствуют себя обязанными беспокоиться насчет политической динамики в Белоруссии. Более того, сообщается, что российское руководство разочаровано невыполнением Лукашенко обещаний по углублению интеграции с Россией. Вероятно, с учетом того, что первостепенное значение для Кремля имеют коммерческие интересы, это касается, главным образом, контроля российского капитала над белорусской промышленностью. Об этом, в частности, говорят споры вокруг 'Белтрансгаза'.
Во-вторых, в ближайшие годы 'Газпром' направит свои усилия на производство или покупку (в Центральной Азии) достаточного объема газа для удовлетворения растущих потребностей в стране и за рубежом. Согласно одной из независимых оценок, к 2011 г. ему будет недоставать примерно 92 млрд. кубометров в год. Две трети своей продукции "Газпром" продает на внутреннем рынке по цене ниже себестоимости, а компания ограничена в своих возможностях повысить эти цены или сократить потребление. В результате, для того, чтобы сократить этот разрыв, "Газпром" задействует свой экспортный потенциал - частично путем повышения доходности для увеличения уровня инвестиций и объемов приобретаемого газа.
По данным за первый квартал этого года, три пятых продукции "Газпрома" идет в европейские государства по средней цене 242 доллара за тысячу кубометров. Две пятых идут в бывшие советские государства по средней цене 89 долларов за тысячу кубометров. В этом контексте очевидным коммерческим решением для "Газпрома" является резкое повышение цен на газ для бывшего Советского Союза с целью увеличения прибыли и сокращения потребления газа в СНГ.
При этом Россия не вводит единую структуру ценообразования для этих стран; политика по-прежнему играет важную роль. Как заявил высокопоставленный представитель Кремля, слова которого приводит 12 декабря Financial Times, страны, сотрудничающие с Россией и готовые поделиться своими активами, будут иметь больше времени до того, как цены достигнут 'рыночного' уровня. 'Нелояльным' государствам или государствам, отказывающимся продавать активы, цены будут повышены до европейского уровня немедленно.
В случае с Белоруссией, у "Газпрома", видимо, нет возможности быть щедрым, учитывая что российская монополия столкнулась с проблемой жестких ограничений поставок. По меркам СНГ Белоруссия - это крупный потребитель газа. Ежегодно она использует 21 миллиард кубометров российского газа - больше, чем Грузия, Азербайджан и Армения вместе взятые. В 2005 г. Белоруссия потребила такой же объем российского газа, как Италия, и всего вдвое меньше, чем Германия.
Без выбора
Лукашенко последовательно отказывал России в требованиях относительно 'Белтрансгаза', но сейчас он загнан в угол. По данным бывшего председателя центрального банка Белоруссии Станислава Богданкевича, в настоящее время, 60% белорусской промышленности приносит минимальную прибыль или убыточно - и это в ситуации, при которой газ покупается менее, чем по 50 долларов за тысячу кубометров. Если цены на газ увеличатся в четыре раза, возникнет серьезная угроза белорусской экономике, поскольку на основном экспортном рынке Белоруссии - российском - ее товары станут неконкурентоспособными.
На Лукашенко оказывается дополнительное экономическое давление в связи с тем, что Россия угрожает обложить экспортной пошлиной нефть-сырец, поставляемую в Белоруссию по цене примерно 180 долларов за тонну. В настоящее время белорусские нефтеперерабатывающие заводы импортируют российское сырье по цене ниже рыночной, а затем продают переработанную нефть на западноевропейские рынки по мировым ценам. Россия также предлагает перераспределить доходы от этой торговли, принесшей Белоруссии в 2005 г. 5 млрд. долларов. Она хочет, чтобы Белоруссия резко повысила свою экспортную пошлину и перечисляла России 85 процентов баснословных прибылей.
Болезненное ощущение
Даже если Лукашенко удастся ограничить повышение цены на газ в следующем году до отметки в 135 долларов за тысячу кубометров, оно все равно окажет негативное воздействие. Государство будет вынуждено ослабить свою фискальную политику для того, чтобы совместить значительное повышение цен на газ с существующими социальными программами, сельскохозяйственными субсидиями и щедрой политикой в области оплаты труда. Поэтому в 2007 г. ожидается повышение дефицита примерно до 3,5 процентов ВВП. Решение России о введении пошлины на экспорт нефти также станет тяжелым ударом, который вызовет сокращение доходов Белоруссии от продажи нефти в то время, как все сектора ее экономики будут нуждаться в субсидиях.
Более того, цена, которую придется платить за российский газ, резко подтолкнет вверх стоимость импорта - примерно на 1,7 млрд. долларов. Вероятно, снизится и рост спроса в России на белорусскую продукцию. В результате всего этого, в 2007-2008 гг. нынешний дефицит платежного баланса будет ежегодно повышаться на 8-9 процентов ВВП.
Худшее еще впереди
Одной из причин, по которым Лукашенко так не хочет расставаться с 'Белтрансгазом', - это осознание того, что у него на руках осталось сравнительно немного козырных карт, которые позволили бы ему получать в ближайшие годы нефть и газ из России по низкой цене. То, что две стороны спорят из-за 'Белтрансгаза', обслуживающего треть российского транзита газа по территории Белоруссии, которая еще не находится под контролем России, подчеркивает, насколько "Газпром" близок к достижению своих целей по приобретению активов в Белоруссии. Разумеется, в будущем российская газовая монополия могла бы сфокусировать свое внимание на других энергетических активах - электроэнергии и нефти - равно как на сбыте и экспортной составляющей всех трех отраслей. Это могло бы дать Белоруссии новые козыри.
Тем не менее, пример Армении - еще одной страны, считающейся близким союзником России - мог бы ужаснуть Лукашенко. Сегодня почти весь энергетический сектор Армении находится в руках России, а в обмен за это стране был обещан дешевый газ до 2008 г. Как дают понять представители "Газпрома" и российского государства, после этого цены на газ будут повышены до европейского уровня. Тревожной перспективой как для Армении, так и для Белоруссии является то, что за передачу своих стратегических энергетических мощностей "Газпрому" они получают всего лишь отсрочку повышения цен на несколько лет. А когда это произойдет, элиты обеих стран, вероятно, придут к выводу, что беспрекословная лояльность России плохо вознаграждается.
____________________________________________
Гигант, знающий свою силу ("The Financial Times", Великобритания)
Газовые захваты 'Газпрома' ("The Financial Times", Великобритания)