'Выборы - как второе пришествие: никто не знает, когда они будут', - эти слова мэр Тбилиси Гиги Угулава произнес незадолго до недавних выборов в органы местного самоуправления, вероятно, имея в виду и президентские выборы.
А несколько позднее президент Саакашвили принял решение о конституционных изменениях и назначил одновременное проведение парламентских и президентских выборов на 2008-ой год, что оказалось неприятным сюрпризом для оппозиции и не только для нее.
'Джорджиан таймс' уже писала о том, что Михаил Саакашвили перенес проведение президентских выборов на более ранний срок - 2008-ой год, чтобы исключить возможность участия в них самого сильного своего конкурента - Ираклия Окруашвили (он достигнет необходимого для президентства 35-летнего возраста в ноябре 2008-го года). Так что столь простым, но с дальним прицелом решением Михаил Саакашвили устранил главного конкурента.
Это соображение стало еще более основательным после того, как Ираклия Окруашвили понизили с поста министра обороны до министра экономики. Но сердце его, по собственному признанию, осталось в грузинской армии, и обиженный должностным перемещением, он вскоре вообще ушел из власти.
Кроме Окруашвили, власть определенными действиями устранила еще одного конкурента - Кобу Давиташвили. Он попался в расставленную ловушку, и в результате представители парламентского большинства отправили его на 'политическую пенсию', а члены собственной команды - из партии.
Известный своими популистскими выступлениями и постоянным заступничеством за социально незащищенные слои населения, Коба Давиташвили пользовался достаточным признанием и поддержкой со стороны определенной части общества. Никто не знает, как развивались бы события до 2008-го года и не стал бы Давиташвили еще более успешным... Рисковать не стоило, и поэтому одним мановением руки его лишили поддержки электората, подставив 'подножку' в виде 20-ти тысяч (эту сумму за несколько месяцев до местных выборов некто во время застолья в ресторане передал ему на нужды партии, потом эта личность оказалась в списке кандидатов от данной партии - прим.).
Бывшие его соратники по партии намерены подойти к выборам 2008-го года несколько иным образом, хотя не исключают, что по тактическим соображениям противопоставят Саакашвили собственную кандидатуру. 'По мнению нашей партии, будущие президентские выборы вообще не должны состояться, т.е. страна должна изменить конституционную модель и перейти на парламентское правление. Наша работа и попытки будут направлены именно на это. Хотя, исходя из тактических соображений, мы, если понадобится, в последний момент решим вопрос о кандидатуре в президенты. В нашем политическом объединении много таких лидеров, которые могут успешно участвовать в любых выборах, в том числе и президентских.
При условии справедливых выборов, рейтинг популярности Михаила Саакашвили, переведенный на избирательный, составит не больше 35-ти процентов, что никак не достаточно для победы', - отметил в беседе с 'Джорджиан таймс' председатель 'Республиканской партии' Давид Усупашвили.
Вероятным конкурентом Михаила Саакашвили будет и бывший министр иностранных дел Саломе Зурабишвили, для которой пробой сил стали недавние выборы в местные органы власти. Однако результаты оказались настолько плачевными, что она временно вообще исчезла из грузинской политики.
Саломе Зурабишвили могла по-настоящему составить конкуренцию Саакашвили, если бы выборы состоялись на второй день после ее ухода с поста министра. Однако со временем головокружительный рейтинг-однодневка Зурабишвили испарился, и ей, вероятно, будет труднее, чем Давиташвили подняться по лестнице к президентству.
Оппонентом Саакашвили называют и Коко Гамсахурдиа, который, правда, отказался от участия в местных выборах, но выразил полную готовность баллотироваться на президентских. Сын первого президента Грузии мечтает стать достойным преемником отца, но что одного желания для этого недостаточно, он и сам, наверное, хорошо знает.
Эксперты предполагают, что к президентским выборам активизируется и Гия Маисашвили, хотя ему, вероятно, сложно будет добиться успеха, поскольку он оторван от грузинской реальности (Гия Маисашвили постоянно проживает в Америке - прим.)
Свою кандидатуру выдвинут на президентских выборах и 'Новые правые', и если судить по предварительным комментариям, им будет лидер их партии Давид Гамкрелидзе, которым всегда движет амбиция конкуренции с Михаилом Саакашвили.
Как сказал представитель этой партии Давид Саганелидзе, 'если Саакашвили продолжит так же, у него останется очень мало шансов добиться без 'жульничества' успехов на выборах. Саакашвили умудрился вообще уничтожить свой высокий рейтинг.
Наша партия обязательно примет участие в президентских и парламентских выборах, чтобы законным путем сменить власть. Пока не могу сказать, кого мы противопоставим Саакашвили в 2008-ом году. Отмечу лишь одно: Давид Гамкрелидзе действительно та личность, которая, по моему глубокому убеждению, будет для страны хорошим президентом.
Для этого у него есть всяческий потенциал. Если мы сумеем правильно провести избирательную кампанию и донести до населения информацию, которую хотим, то Давиду Гамкрелидзе будет реально обеспечена поддержка значительной части общества'.
Подобно 'Новым правым', о желании участвовать в президентско-парламентских выборах говорят и лейбористы, которые расценивают решение главы государства о переносе срока президентских выборов как шаг, направленный против их лидера.
Георгий Гугава: 'Если Саакашвили доведется самому подготавливать и проводить выборы, он выйдет в них победителем, даже если его рейтинг будет ниже нуля.
Чтобы отнять у Шалвы Нателашвили (лидер лейбористов) право участия в президентских выборах, Саакашвили проводит президентские и парламентские выборы вместе. Ведь не сможет реальный кандидат в президенты Шалва Нателашвили выставить свою кандидатуру на обоих выборах? Как правило, во время выборов лидер должен возглавлять партийный список, но в таком случае он уже не сможет стать кандидатом в президенты'.
Подобную претензию, кроме лейбористов, остальные оппозиционные партии не высказали. А вообще, существует ли на самом деле такая 'проблема'? За разъяснениями 'Джорджиан таймс' обратилась к депутату Коке Гунцадзе. По его информации, в инициативе президента и в Конституции ничего подобного не записано.
Еще одна оппозиционная партия 'Промышленность спасет Грузию' тоже намерена выдвинуть на президентских выборах свою кандидатуру. Но кого именно, ее представители пока не конкретизируют, мотивируя необходимостью защитить своего избранника от гнева властного большинства.
Зураб Ткемаладзе: 'Кого мы противопоставим Саакашвили из нашей партии на президентских выборах, это получит огласку в свое время. Хотите, чтобы уже сейчас на нашего кандидата обрушилась агрессия большинства? До выборов почти 2 года, так что многое может измениться. Саакашвили действительно не безальтернативен'.
Конкурентом Михаила Саакашвили мыслят и Бадри Патаркацишвили. Получить его согласие на участие в местных выборах не удалось, но интересно, осмелится ли он на участие в президентских выборах? Если же он сделает этот шаг, то, предположительно, составит довольно сильную конкуренцию Саакашвили.
У Патаркацишвили достаточно сильный информационный рычаг (телекомпания 'Имеди', радио 'Имеди'), в определенной степени он пользуется поддержкой влиятельных американцев (медиамагнат Руперт Мердок, финансирующий предвыборную кампанию Хиллари Клинтон) и сенаторов еврейского происхождения.
В последнее время выявился еще один кандидат, желающий стать президентом, - сын Жюли Шартава (Национальный Герой Грузии - прим.) - Каха Шартава, заслуживший с первых же шагов в политике симпатии определенной части общества.
О каждом из кандидатов и их шансах 'Джорджиан таймс' побеседовала с экспертом Рамазом Климиашвили.
Рамаз Климиашвили (политолог). 'Убежден, что если выборы пройдут сегодня, все же победит Саакашвили, так как исходя из существующей обстановки, на данный момент Саакашвили не имеет конкурентов. Хотя это не значит, что к 2008-му году картина не изменится. Для политики это довольно большое время, и многое может произойти. Если Саакашвили в ближайшем будущем не сумеет наладить отношения с Россией, его рейтинг катастрофически упадет.
Не исключено, что желание участвовать в президентских выборах будет и у Ираклия Окруашвили, и он бы составил сильную конкуренцию Саакашвили, так как действительно имеет определенную поддержку в обществе. Однако необходимо учитывать одну деталь: время проведения выборов. Если власть увидит, что Ираклий Окруашвили представляет опасность для президентства Саакашвили, то назначит выборы в начале осени, тем самым перекрыв бывшему министру обороны дорогу для участия в выборах.
Нателашвили, предположительно, непременно примет участие в президентских выборах. Другое дело, насколько он сумеет составить определенную конкуренцию Михаилу Саакашвили. У Нателашвили постоянно есть определенное число сторонников, но не в таком количестве, чтобы на выборах реально оппонировать Саакашвили.
Саломе Зурабишвили после ее перехода в оппозицию называли кандидатом в президенты, но местные выборы показали, что ее электорат составляет 2%, и Саломе Зурабишвили, в действительности, не является рейтинговой фигурой. Она постепенно потеряла шарм, которым обладала во время министерского поста. И вероятность того, что она станет президентом, фактически, не существует.
Амбиции президентства есть и у Кобы Давиташвили, но шансов у него, наверное, меньше всех, так как ему 'подстроили' что-то очень плохое и он не сумеет реабилитировать себя.
Часто слышу и фамилию Маисашвили, но хочу сказать, что Гия Маисашвили не получит голосов, хотя бы по той простой причине, что у него нет харизмы. Вот, Константин (Коко) Гамсахурдиа - другое дело. На президентских выборах он действительно получит определенное число голосов, так как многие расположены к нему с симпатией, хотя бы из-за фактора отца.
Что касается Кахи Шартава, я не убежден, что за оставшееся до выборов время он сумеет получить большую поддержку общества. Новые политические силы должны думать о более дальней перспективе. Шартава или Коко Гамсахурдиа могут в будущем стать президентами, но на данном этапе у них все же мало шансов, им необходимо время и правильно проводимая политика.
Из представителей самой власти сравнительно более вероятным кандидатом мог бы быть Гига Бокерия (парламентарий, которого считают главным идеологом власти, - прим.). Для этого у него есть и сила, и политические амбиции, но грузинский избиратель никогда не поддержит Гигу Бокерия.
Возможно, в какой то момент определенные силы захотят, чтобы в качестве кандидата всплыла Нино Бурджанадзе, но трудно предположить, сумеет ли она вернуть свой прежний рейтинг. Наверное, помните, что одно время у нее был более высокий рейтинг, чем у Саакашвили.
Вероятно, на президентских выборах 'Новые правые' тоже выставят свою кандидатуру, и это будет Давид Гамкрелидзе, но у Запада есть свой ставленник, который, хотя и уверяет всегда, что хочет бизнеса, а не политики, но если получит определенные гарантии, не исключено, что мы увидим его и в качестве политического лидера. Наверное, вы догадались, что я имею в виду Бадри Патаркацишвили.
Если рейтинг Саакашвили резко упадет до президентских выборов, и Запад решит иметь свою опорную фигуру, не исключено, что в этом амплуа предстанет именно Бадри Патаркацишвили. В случае поддержки со стороны Соединенных Штатов Америки, Бадри Патаркацишвили - единственный кандидат, который сумеет победить Саакашвили. Теоретически это возможно, а насколько осуществится на практике, говорить пока рано'.
Если к власти в США придет демократическая партия, это соображение будет более реальным. Как вы знаете, Саакашвили пользуется поддержкой Республиканской партии. Фаворитом же демократов является Патаркацишвили. Так что выборы в Соединенных Штатах Америки решат, кто будет будущим президентом Грузии.