Решение Госдумы России относительно Абхазии и Цхинвальского региона неприемлемо не только для Грузии, но и для любого другого государства, в том числе и для Украины. Хотя бы потому, что у русского медведя волчий аппетит и не исключено, что он 'куснет' и эту страну. Симптомы этого уже появились.
В русскоязычном Донбассе сейчас кризис власти, который, возможно, перерастет в сепаратистское движение. А затем все будет развиваться по уже знакомому сценарию, и регион потребует присоединения к России. Пока что в Крыму спокойно, но давно известно, что русские претендуют на эту территорию, входившую в состав Российской Федерации до того, как Хрущев возглавил советскую власть.
Поскольку Кремль предъявил претензии на нераздельные территории Грузии, одно время входившей в состав Российской империи, и захотел присоединить их, то не оставит он 'обойденной' и Украину. Тем более, что с Украиной, как и с Грузией, отношения у России осложнены.
Украинский эксперт, директор Центра моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что вслед за Грузией настанет очередь именно Украины, если мы все сообща вовремя не поднимем голос. На эти и другие темы 'Джорджиан таймс' побеседовала с ним.
'Джорджиан таймс': Виталий Миронович, какой позиции вы, как политический аналитик, придерживаетесь относительно решения Госдумы России, связанного, фактически, с признанием независимости Абхазии и Цхинвальского региона?
Виталий Бала (эксперт, директор Центра моделирования ситуаций): Россия до сих пор не смогла избавиться от имперского комплекса. Она думает, что по-прежнему является тем государством, когда в ее составе находились и несколько других стран. Нынешнее руководство России не понимает, что величие государства зависит не от размера территории, а от экономики, а также от проводимой большой страной доброжелательной, дружеской политики.
По настоящему великой является та страна, которая помогает слабым. Потому что на периметре, существующем между большими государствами, должен быть мир, а не зоны возникновения постоянных конфликтов, возможных военных действий.
- Раз российская Дума приняла такое постановление в отношении Грузии, она, наверное, на этом не остановится и распространит свои действия и на другие страны. Считаете ли вы возможным, что Россия потребует определенные территории и от Украины, хотя бы Крым, переданный вашей стране Хрущевым, или русскоязычный Донбасс. Существует ли такая опасность?
- Считаю, что как Грузия, так и Украина должны резко поставить вопрос не против России, а против ее руководства, усугубляющего своей политикой эту истерию, чтобы оно действовало в рамках существующих в мире правовых норм.
В противном случае страны, расположенные в этом периметре, будут вынуждены объединиться в реальные политические союзы, которые потом станут военными блоками, чтобы таким образом защитить свои территории, собственный суверенитет.
Честно говоря, если б я был в руководстве этих стран, сразу же поставил бы этот вопрос именно так. Тем более, что безмозглость предыдущей власти Украины выразилась в том, что она так легко уступила в вопросе ядерного оружия. Располагай мы им сейчас, это вообще бы исключило претензии России на какую-либо нашу территорию и любую политико-экономическую войну, которую она сейчас ведет против Украины.
- К сожалению, бывшая власть Грузии повела себя так же безмозгло, когда отказалась от имевшегося в Мцхетском реакторе урана-235, который является материалом для изготовления ядерного оружия.
- Знаете, что я вам скажу? Если они (русские) пойдут на признание этих республик (Абхазии и Цхинвальского региона), я буду первым, во всяком случае, на Украине, кто публично выступит за то, чтобы мы обязательно восстановили производство ядерного оружия, потому что их (русских) следующей жертвой будет Украина.
- В определенной степени в состоянии 'холодной войны' вы уже находитесь...
- Я бы все это назвал не 'холодной войной', а именно 'экономической войной'. В отношении Украины они сейчас перешли на другой уровень ведения экономической войны. Я имею в виду газ или соглашения насчет мясных и молочных продуктов. А 'холодная война' это когда какие-то отношения заморожены.
- В случае с Грузией именно так и обстоит.
- И в отношении Украины сложилась именно такая же ситуация, только никто об этом вслух не говорит. Начиная с 1991-го года, когда мы обрели независимость, у нас периодически идет 'экономическая война'. Иногда она обостряется и становится известной обществу, а иногда носит характер скрытого противостояния. Это давление и шантаж в вопросе газа, претензии, связанные с мясом и т.д. Сейчас идет острый разговор о 15 мясных и молочных комбинатах. Получается, будто у них, в России, эту продукцию изготавливают лучше.
- Виталий Миронович, вы коснулись возможного создания военного блока. Но как только страны ГУАМ выразили мнение о замене в зонах конфликта российских миротворцев контингентом этих государств, министр иностранных дел Армении сделал ответное заявление, - мол, Украина, Грузия и Молдова вмешиваются в чужие дела.
- Понятно. Есть два пути решения этих конфликтов. Первый - это общее военное объединение в рамках ГУАМ, что вызовет неоднозначную реакцию не только со стороны России, но и других стран бывшего Советского Союза. А это, в принципе, не нужно ни Украине, ни Грузии.
Или существует второй путь. Мне он представляется более реальным. Это - членство в НАТО, что Грузия, по-моему, осуществит скорее, чем Украина. Вступлением в НАТО, мы, украинцы и грузины, решим все территориальные претензии.
- Как вы думаете, Путин пойдет на признание независимости Абхазии и Цхинвальского региона. Хватит ли ему решимости на это, или в данном случае победит разум?
- Если Путин пойдет на признание Абхазии и Цхинвальского региона, это будет величайшей глупостью с его стороны. Потому что, думаю, тогда России придется разбираться с взаимоотношениями с теми республиками, которые находятся на ее же территории, в Российской Федерации.
Не хочется верить, но если они (власти России) примут подобное решение (о признании Абхазии и Цхинвальского региона), тогда политически настроят против себя весь мир, потому что это будет такой прецедент, который вызовет изменение политической карты не только Европы, но и мира.