Латвийские рыбопереработчики уверены, что проблему с экспортом шпрот в Россию должны решать политики. Если в самом ближайшем будущем производителям рыбных консервов не дадут ответа на вопрос, когда они смогут продолжить торговлю с РФ, нас ждет череда банкротств мелких компаний. Но даже если через несколько месяцев экспорт в Россию возобновится, места наших консервов на полках российских супермаркетов будут потеряны безвозвратно. Их займут другие производители.
Годы труда рыбам под хвост
"Все очень просто, - говорит директор по маркетингу компании Karavela Янис Энделе. - С сентября, когда пошли первые разговоры про бензопирен, латвийские производители фактически перестали посылать в Россию свой товар. Потому что в России всегда так - один что-то сказал, а другой не так понял. Сейчас официально объявлено, что надо тщательно проверять грузы со шпротами, а в итоге на таможне не пропускают вагоны со всей остальной рыбной продукцией".
Как отмечает руководитель Союза рыбопромышленников Латвии Дидзис Шмитс, производители и Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС) уже исчерпали свои возможности. Теперь дело за политиками. "Сначала мы подумали, что этот вопрос - чисто экономический, старались решать проблемы с бензопиреном. Теперь стало ясно, что вопрос - политический. И решение должно быть аналогичным. Хорошо, что наши проблемы понятны премьеру Калвитису. И спасибо, что за дело взялся российский посол Калюжный. Я надеюсь, что создаваемая рабочая группа сможет решить вопрос", - рассуждает Шмитс.
В то же время рыбопереработчикам нужно как можно быстрее знать, как быть дальше. "Чтобы наладить контакты с российскими супермаркетами, где сейчас продается латвийская продукция, а также чтобы завоевать их доверие и доказать высокое качество своих шпрот, нам потребовались годы, - объясняет Янис Энделе. - Если еще через несколько месяцев проблема не будет решена и поставки не возобновятся, магазины просто заполнят наши места на полках другим товаром. Да, россияне любят именно шпроты из Латвии. Но торговцев это не интересует. И получится, что годы труда и переговоров пойдут насмарку".
Рыбная отрасль последует за сахарной?
Какие имеются варианты решения проблемы, если говорить не о политике, а конкретно о шпротах? Допустим, можно снизить содержание бензопирена. Но, по словам Шмитса, это нереально, потому что если изменить технологию приготовления и избавиться от копчения (а заодно и от бензопирена), то шпроты превратятся просто в вареную рыбешку. "Потребители этого не поймут, и рынок мы все равно потеряем", - говорит он.
Еще можно было бы начать осваивать новые рынки. Но очевидно, что латвийские производители не слишком стремятся это делать. Сейчас около 80% продукции идет в Россию. Как объясняет Янис Энделе, россияне больше знают о качественных шпротах, чем латвийцы. Кстати, консервы из Латвии там стоят примерно на 30% дороже местных. "Так, как любят шпроты жители России, их не будет любить никто.
В Европе отношение к консервам совсем другое. Да, компании налаживают выход на экзотические рынки типа Китая. Но чтобы реально завоевать потребителя там, опять же потребуются годы", - констатирует он.
Поэтому реальных чисто экономических решений, по мнению представителей Союза рыбопромышленников, действительно нет. Теперь дело за тем, смогут ли договориться политики. Как известно, в январе должна собраться рабочая группа, в которую войдут представители как России, так и Латвии. Глава ПВС Винет Велдре уверен, что путем переговоров проблемы будут решены. В противном случае, по мнению игроков рынка, многим рыбопереработчикам не избежать банкротств.
В Латвии производством шпрот занимаются 27 компаний. Из них около 10 наиболее крупных состоят в Союзе промышленников. По прогнозам Яниса Энделе, в случае если Россия не сменит гнев на милость, на плаву останутся только крупные игроки. Получается, что более половины компаний просто закроются, а люди останутся без работы. Как говорит Энделе, реальные убытки от создавшейся ситуации можно будет подсчитать приблизительно в феврале.
Ситуация
Как известно, Россия издала распоряжение запретить ввоз шпрот производства шести латвийских компаний - Unda, Kolumbija Ltd, Licis 93, Ulmes, Ventspils zivju konservu kombinats и Gamma A. Ранее торговлю запретили и предприятию Brivais vilnis. Между тем, российские таможенники решили не впускать всю рыбную продукцию из Латвии.
________________________________________________
Россия сказала: "Рыба!" ("Telegraf", Латвия)