В свои 67 лет имеющий турецкое и итальянское гражданство и свободно говорящий на семи языках Джованни Дель Конто возглавляет компанию 'Индагро', входящую в пятерку крупнейших операторов на мировом рынке минеральных удобрений. Фирма имеет представительства в 20 странах мира. Финансовая штаб-квартира компании находится в Женеве. В 2005 г. оборот компании составил около 350 млн. долларов, объем продаж достиг почти 2 млн. тонн минеральных удобрений, из которых 800 тыс. тонн (около 40%) было закуплено в России. Помимо минеральных удобрений, компания 'Индагро', которая принадлежит семейству Дель Конто, осуществляет финансовый инджиниринг (средства пенсионных фондов некоторых ближневосточных монархий), а также занимается экспортно-импортными операциями с ломом черных металлов и дизельного топлива.
Первый опыт торговли с Россией господин Дель Конто получил еще в далеком 1979 г., когда его партнером был советский 'Агрохимэкспорт'. Дель Конто объездил почти всю страну - от Мурманска до Ангарска, посетил все советские заводы, выпускавшие минеральные удобрения.
- Господин Дель Конто, вы почти тридцать лет торгуете с СССР, а теперь и Россией. Насколько нынешние политические условия в РФ по сравнению с советской эпохой оказывают влияние на ваш бизнес?
- На мой взгляд, рассудительный и грамотный бизнесмен должен поддерживать нормальные отношения со всеми, с представителями любой власти. Политика и религия - вот две области, в которые разумный бизнесмен никогда не должен вмешиваться. Если говорить о советской эпохе - то, можно сказать, что это было время идеалистов. В середине девяностых часто создавалось впечатление, что партнеры не знают, что творят, что они 'потеряли компас' ('поехала крыша'). В настоящее же время условия сотрудничества изменились и фактически идентичны условиям работы на Западе. Важно, что при этом у простых людей, рабочих и служащих появилось душевное спокойствие, уверенность в завтрашнем дне.
- Мешают ли вашей работе излишние административные процедуры, готовы вы ли говорить о засилье российской бюрократии?
- Извечное 'приходите завтра' не изжито до сих пор. По-прежнему сталкиваешься с необходимостью предоставлять многочисленные бумажки, справки и пр. Но, честно говоря, подобная ситуация существует во многих странах мира, в том числе во Франции. Наиболее благоприятные в этом плане страны с упрощенным документооборотом - это скандинавские государства, а также США и Великобритания.
- Минеральные удобрения - тягловая лошадь вашего бизнеса. У вас не возникало идеи инвестировать в строительство в России своего завода по производству удобрений или войти в состав акционеров ныне действующих предприятий?
- Если бы мне было 30 или 40 лет или если бы у меня было три или четыре сына, то, наверно, я задумался бы над этой идеей. Однако в реальности все иначе. Мой старший сын полностью занят торговлей минеральными удобрениями, а младший - финансовыми инжинирингом. Кроме того, и это, пожалуй, главное, - российская агрохимия - одна из немногих отраслей советской экономики, которая сумела выжить в период перехода к капитализму, и что еще важнее - нынешние предприятия агрохимического комплекса после их приватизации, сумев сохранить производство, очень грамотно и удачно реинвестировались. Поэтому в настоящее время, обладая современным оборудованием и высококлассным менеджментом, они являются самодостаточными и вряд ли заинтересованы в участии иностранцев в их капитале. В этой связи хотел бы еще раз подчеркнуть, что российские бизнесмены уже очень многому научились, а лет через пятнадцать, когда придет новое поколение российских менеджеров, они будут подготовлены также хорошо, как и их западные коллеги.
- Как вы оцениваете перспективы России как внешнеэкономического партнера, ее инвестиционный потенциал?
- Благодаря исключительно удачной конъюнктуре на мировом рынке энергоносителей Россия восстановила свою финансовую кредибильность. С научной и технологичной точек зрения Россия восстановит свою кредибильность в самые короткие сроки. В частности, мы это сможем увидеть на примере российского автопрома, который, по моему мнению, через пять-семь лет сделает огромный скачок вперед.
В целом же следует отметить, что серьезный бизнесмен, желающий начать свое дело в России, должен быть готов к трудностям, но при этом он должен понимать, что Россия - исключительно интересная для бизнеса страна.
- В этой связи каково ваше отношение к конфликтным ситуациям, возникшим в последнее время между российской стороной и рядом известных иностранных компаний, участвующих, в частности, в реализации крупных энергетических проектов, в том числе на Дальнем Востоке. Известно, что в некоторых СМИ подобное развитие событий было расценено как выдавливание иностранцев из выгодных контрактов и как подтверждение отсутствия гарантий для иностранных инвестиций.
- Наверно, не следует говорить о каком-либо вытеснении иностранных компаний из наиболее выгодных секторов российской экономики. Россия в лице своих крупнейших холдингов не совершает ничего необычного. Просто она предлагает работать на новых условиях, а не на тех, которые были определены пятнадцать лет назад. В России не любят менторского тона, но прекрасно понимают, что 'танго танцуют вдвоем'. Если бы я был В.Алекперовым, то я поступил бы таким же образом.
- Как своего рода дуайен корпуса иностранных коммерсантов, что бы вы могли рекомендовать потенциальным инвесторам, заинтересованным в работе на российском рынке?
- Любому предпринимателю необходимо великолепно знать свой товар, ситуацию на его участке рынка. При этом надо помнить, что Россия остается весьма привлекательной для различного рода международных авантюристов, и российские власти и бизнес не должны в этой связи терять бдительности. Во-вторых, следует учитывать, что в России имеются природные и человеческие ресурсы, достаточные для развития любых видов производства, существующих в мире. И, наконец, пожалуй, самое главное - иностранному предпринимателю нужно быть очень внимательным по отношению к российскому менталитету, который весьма чувствителен к сохранению доверия между сторонами. В России, в отличие от Запада, не прощают, когда партнер не держит слова.