Перед парламентскими и президентскими выборами 2008-го года определенное влияние на грузинский политический спектр могут оказать несколько известных фигур, которые сегодня находятся вне политики, хотя определенная часть общества сохранила к ним интерес. Среди них мы бы выделили Левана Гачечиладзе, Георгия Таргамадзе, Ираклия Аласания и Ираклия Окруашвили.
Никто не привнес в грузинскую политику такой колорит, какой имел Леван Гачечиладзе, и эта ниша до сих пор остается свободной. Если Гачечиладзе захочет активно вернуться в политику и дополнит свое политическое лицо несколькими популярными, характерными для грузинской действительности штрихами, из него можно будет создать образ лидера, вполне соответствующий вкусам нового грузинского избирателя.
Среди лиц, находящихся вне политики, очень интересен Георгий Таргамадзе, который может оказаться достаточно конкурентоспособным в политической борьбе, если проявит желание вернуться в политику. Симпатии многих политических партий, особенно 'Республиканцев', вызывает и фигура Ираклия Аласания.
Для преодоления своего рода стагнации в политическом спектре большое значение имеет возможное появление Ираклия Окруашвили в качестве нового политического лидера.
Окруашвили мог бы стать свежей кровью для политического спектра. И будет обидно, если он бесследно уйдет из политики, так как появление в его лице нового конкурента произвело бы перераспределение сил в политическом спектре, создав необходимость реформирования оппозиции и максимальной мобилизации политических ресурсов. Ведь поскольку, параллельно с Саакашвили, на политической авансцене действовала бы не менее харизматическая фигура, и остальным оппозиционным субъектам пришлось бы вести борьбу уже с двумя тяжеловесными фигурами.
Хотя то, что трансформация Окруашвили в политического лидера была и будет связана со многими сложностями, подтверждает и его отстранение (временное или нет, пока трудно судить).
Несмотря на это, среди фигур, находящихся сегодня вне власти, Окруашвили - все же самая рейтинговая. Его возвращение или невозвращение в политику в значительной степени обусловит совпадение внешних и внутренних факторов, т.е. какие внешние силы он сумеет привлечь на свою сторону в качестве опоры (известна антипатия к нему американцев) и каким будет соотношение компроматов внутри страны, т.е. кто больше собрал компроматов: Окруашвили на оставшихся во власти или власть - на Окруашвили.
Для возвращения в активную политику Окруашвили необходимы гарантии, в первую очередь, от самого себя, т.е., смог ли он в период нахождения во власти завладеть такими рычагами, чтобы обезопасить себя в случае перехода в оппозицию. А этими рычагами являются именно компроматы и прикрытие, а также смелость и ловкость, чтобы их использовать.
На данном этапе остается впечатление, что Окруашвили встретил неподготовленным предпринятый в отношении него натиск, хотя мог заранее подготовить почву, сам опередить и заявить об уходе с поста министра обороны. Сделать этот шаг ему так или иначе обязательно пришлось бы, поскольку приближается первое января (Окруашвили в бытность министром обороны сделал нашумевшее заявление, что встретит Новый год в Цхинвали - прим.), но при игре по собственному сценарию он мог обеспечить гораздо более благоприятную основу для своей будущей политической карьеры.
Немало камней против Окруашвили держит за пазухой и оппозиция. Не говоря уже о тех, на чьи интересы он посягнул (справедливо или нет, это другое дело), будучи генеральным прокурором, министром внутренних дел или обороны. Так что положение его не из легких.
Саакашвили отпустил его из власти довольно 'нагруженным' компроматом. В этом отношении действия Саакашвили точь-в-точь повторяют тактику Шеварднадзе, который 'своих друзей', находящихся во власти, делал максимально скомпрометированными, используя это впоследствии как эффективное средство их нейтрализации.
Наглядный пример искусственного создания компроматов - пресловутые фонды обороны, прокуратуры или министерства внутренних дел, которые не были учреждены по непосредственной инициативе Окруашвили, хотя, в случае необходимости, власть использует это именно против него.
Если Окруашвили сумеет справиться с этими сложностями и возвратится в политику, тогда он станет серьезным конкурентом для любой политической силы.
Какой путь изберет Окруашвили и в союзе с кем будет более выигрышным его появление, - об этом сегодня можно высказывать только предположения. Факт, что ввиду его близости с 'Республиканской партией', часть ее представителей проявляет к нему явные симпатии, несмотря на то, что вторая часть категорически не согласна ассоциироваться с Окруашвили.
С точки зрения создания имиджа, был бы интересен тандем Шартава-Окруашвили, т.е. сына человека, который пожертвовал жизнью во имя территориальной целостности Грузии, с той личностью, кто своей риторикой, ассоциируется именно с силой, восстанавливающей территориальную целостность.
Окруашвили может позаботиться о создании совершенно новой политической силы, которая с одинаковым успехом может быть как оппозиционной, так и пропрезидентской. хотя бы в целях сбалансирования влияния команды 'Института свободы'. Так что, бывший министр обороны может пригодиться Саакашвили даже в качестве определенного ресурса.
Интересно и то, куда направится Окруашвили, если он действительно решил найти хотя бы временное укрытие. Не в Англии ли, где, как и в Азербайджане, обрела после революции пристанище довольно серьезная волна грузинской эмиграции?
Ожидаемые к 2008-му году перемены в грузинском политическом спектре не исчерпываются рассмотренными нами вариантами. Мы станем свидетелями тенденции укрупнения политических партий и их формирования в блоки (маловероятно, что только в один блок). Не исключено также, что власти понадобится создать собственную сателлитную партию.
Наряду с этим, значительные коррективы внесет в перспективы политического спектра и позиция Бадри Патаркацишвили. Речь не о том, будет ли он по-прежнему финансировать всех или на этот раз свяжет свои надежды с какой-либо конкретной политической силой. Гораздо важнее информационный ресурс Патаркацишвили, т.е. на кого будет работать и вообще будет ли работать перед выборами на какую-нибудь конкретную политическую силу телекомпания 'Имеди'.
Но еще важнее, какими будут позиция и подходы Америки к парламентским и президентским выборам в Грузии в 2008-ом году, т.е. позиция той страны, которая, фактически, определяет и направляет тенденции смены власти Грузии.
Как известно, в 2008-ом году и в Америке, и в России пройдут президентские выборы. И многое зависит от того, какая Грузия и в какой дозе будет необходима в процессе предвыборных кампаний президентов как Америки, так и России (и, соответственно, влиятельных политических сил).
Хатуна Лагазидзе - политический эксперт
______________________________________
Выборы в США решат, кто будет будущим президентом Грузии ("Georgian Times", Грузия)