Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая инициатива России - бомба или конфета?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На исходе 2006 года с именем России связано несколько интересных инициатив, которые, в случае их осуществления, значительно изменят существующий геополитический статус-кво, и поэтому очень примечательны и для Грузии

На исходе 2006 года с именем России связано несколько интересных инициатив, которые, в случае их осуществления, значительно изменят существующий геополитический статус-кво, и поэтому очень примечательны и для Грузии.

Первая из этих инициатив исходит от министра обороны России Сергея Иванова и предусматривает преобразование созданной в рамках СНГ Организации Договора о коллективной безопасности в новый Варшавский блок. Эта инициатива предусматривает, в частности, разделение сфер ответственности между НАТО и Организацией Договора о коллективной безопасности, т.е., фактически, распределение сфер влияния по-новому.

Как известно, в Организацию Договора о коллективной безопасности входят - кроме России - Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Среди возможных партнеров этого пока виртуального блока русские называют и Китай. Это предложение Иванова - вызов стратегии дальнейшего расширения НАТО и фактически ставит целью именно сдерживание этих устремлений Северо-Атлантического альянса.

Однако для Грузии инициатива Иванова может иметь и обратный эффект, поскольку появление у ее границ нового военного блока еще более ускорит стремление Грузии стать членом НАТО. Впрочем, инициатива Иванова рассчитана не столько на жаждущих вступить в НАТО, сколько на те страны, которые уже являются членами этого блока, поскольку заявление министра обороны России может принять и ультимативный характер - или прекращение дальнейшего расширения НАТО, или создание нового военного блока под руководством России.

Не меньшего внимания заслуживает вторая новость - желание России создать вместе со странами - крупными экспортерами газа - Алжиром, Ираном, Китаем, Ливаном и государствами Средней Азии газовый ОПЕК, который будет контролировать 73% мировых месторождений голубого топлива. Эта информация тоже побуждает Грузию (и не только ее) разработать реалистичную стратегию энергетической безопасности, которая, в лучшем случае, должна принять вид зонта энергетической безопасности для всего региона.

Третья инициатива России непосредственно связана с Грузией. Речь идет о плане нашего северного соседа создать в составе Грузии, Абхазии и Цхинвальского региона конфедеративное государство. Стимулом для России будто бы служит новый план ООН по урегулированию проблемы Косово. Согласно этому плану, как сообщает британская пресса, Косово переходит под управление Евросоюза, который назначит туда международного представителя.

Хотя Косово формально будет иметь собственного президента, правительство и парламент, его независимость останется непризнанной, а представитель Евросоюза получит право аннулировать любое решение властей Косово. В этом плане речь о конфедеративном устройстве Косова не идет по той простой причине, что Евросоюз, под фактическое управление которого Косово должно перейти, сам не является конфедерацией.

Поэтому, на первый план, казалось бы, непонятно, почему данная модель стала для России источником вдохновения относительно конфедеративного устройства Грузии. Сама эта инициатива указывает на два примечательных фактора. Первый состоит в том, что для целей России, действительно, самым удобным является конфедеративное устройство Грузии. Причину этого очень наглядно объясняет один из самых популярных российских политологов - Дугин.

Он прямо говорит, что 'пока Россия в силах вытеснить Америку из Грузии и Молдовы, борьбу мы еще не проиграли. Но для этого необходимо вернуть себе все и не соглашаться на малое - только на Цхинвальский регион, Абхазию и Приднестровье. Признать их независимость Россия всегда успеет'. То есть для России самым приемлемым является не присоединение Цхинвальского региона и Абхазии, после чего она потеряет все рычаги воздействия на Грузию, а именно конфедеративное устройство Грузии, так как в этом случае наша страна будет находиться под ее постоянным прессингом, поскольку выход Цхинвали и Абхазии из конфедерации будет всегда зависеть непосредственно от воли России.

Второй, заслуживающий гораздо большего внимания момент - не конфедеративные желания России, а сам тот план устройства Косово, который послужил источником вдохновения для России. Именно этот план может содержать определенные моменты, которые международное сообщество, в случае если модель Косово оправдает себя, сможет применить в различных точках мира для урегулирования существующих там конфликтов.

Имею в виду ту часть плана, которая предусматривает временный переход конфликтной зоны (в данном случае - Косово) под управление той или иной международной организации.

Если в Косово временным управляющим будет Евросоюз, то в других конфликтных зонах им может быть ОБСЕ, ООН или то же СНГ, если с этой инициативой выступит Россия. Это именно тот случай, игнорировать который власти Грузии не должны, так как такая модель, с точки зрения поэтапного урегулирования этноконфликтов в Грузии, может содержать как интересные и перспективные, так и крайне опасные детали.

Поэтому, думается, будет лучше, если соответствующие властные структуры Грузии, как и независимые группы экспертов, начнут анализ данной модели, с одной стороны, с целью минимизирования возможных опасностей, а с другой, - чтобы выдвинуть на первый план и учесть позитивные аспекты.

Хатуна Лагазидзе - политический эксперт

________________________________________________

Россия использует Косово для закрепления на международной арене ("Le Figaro", Франция)

Страны, которые Россия не хочет отдавать Европе ("Le Monde", Франция)