Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Беларусь снимают с нефтяной иглы

'Берегитесь просить отсрочки. Несчастье никогда ее не ждет'. Мирабо

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белорусское руководство скандала не боится. Его международной репутации уже ничто не повредит. Официальному Минску нечего терять, и он готов рисковать. Когда два автомобиля несутся навстречу друг другу и ни один не хочет уступать, преимущество имеет тот, водитель которого не боится разбиться. Поэтому белорусские власти в этих тяжелых газовых переговорах исходят из того, что время работает на них, и берут партнеров на измор

На заседание Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России возлагались большие надежды как на последнюю инстанцию, призванную предотвратить накатывающийся с угрожающей вероятностью газовый кризис к началу нового года. Однако по уже устоявшейся традиции переговоры В. Путина и А. Лукашенко, похоже, закончились безрезультатно. Президенты в этом году встречались в девятый раз. Последняя результативная встреча двух лидеров состоялась в апреле 2005 г. в Сочи, когда В. Путин пообещал не повышать цены на газ для Беларуси в год президентских выборов. Честно сказать, не очень высокий КПД переговоров глав государств.

Белорусские государственные СМИ в качестве положительного результата заседания Высшего госсовета называют принятие бюджета Союзного государства. Однако значение этого бюджета скорее символическое, чем реальное. Он маленький, на экономические отношения двух стран никак не влияет, проекты, которые финансируются, как правило, не выполняются. Например, в 2005 году из 8 программ выполнены только 3. Классический пример неэффективности субсидий из союзного бюджета - крах широко разрекламированной программы 'Союзный телевизор'.

Не случайно все российские СМИ обратили внимание, что А. Лукашенко, расстроенный неудачей, быстро уехал из Москвы, отказавшись и от обеда, и от запланированного хоккейного матча с его участием.

Накануне саммита российская сторона нанесла своему союзнику мощнейший удар под дых. Постановлением правительства РФ были введены экспортные пошлины на поставляемую в Беларусь нефть. В некотором смысле это решение Москвы можно считать политическим Рубиконом. До сих пор Кремль лишь демонстрировал угрозы в адрес Минска. Санкции российской стороны в отношении поставок белорусского сахара, конфет и других товаров можно было рассматривать как легкие шлепки, призванные вразумить отбившегося от рук младшего брата. Но было не ясно, действительно ли Кремль готов к полномасштабной экономической войне с ближайшим союзником, созрел ли он морально-психологически для отказа от субсидирования Беларуси. Ведь подобных угроз было много и раньше. Но когда дело доходило до их реализации, Москва почти всякий раз отступала, принося в жертву свои экономические интересы ради политических приобретений. Теперь стало ясно, что российское руководство действительно готово от угроз перейти к жесткому прессингу по всем направлениям. Заявление Москвы о пересмотре железнодорожных тарифов в отношении белорусских грузов - из того же логического ряда. И для официального Минска все это выглядит зловещим предзнаменованием. Но с другой стороны, возникает естественный вопрос: что же тогда остается от белорусско-российской интеграции?

До сих пор большинство экспертов и СМИ, говоря о кризисе в белорусско-российских отношениях, в первую очередь обращали внимание на вопрос о ценах на газ, перспективы приватизации 'Газпромом' 'Белтрансгаза'. Но для экономического благополучия Беларуси реэкспорт нефтепродуктов из дешевой российской нефти имеет даже большее значение, чем цена на газ. Наша страна стала своеобразной офшорной зоной для российских нефтяных компаний. Продажа нефтепродуктов на внешних рынках составляет сегодня 40% доходов нашего экспорта и львиную долю доходов госбюджета (около 16% налоговых платежей).

Кроме того, в газовом вопросе между Беларусью и Россией существует сильная взаимозависимость. Москва не может обойтись без транзита газа в Европу по белорусской территории. И это дает Минску сильные козыри в переговорах. Здесь Россия не может пойти на односторонние действия и вынуждена договариваться с белорусской стороной.

А вот в вопросе о поставках нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы Россия почти никак не зависит от позиции официального Минска. Здесь играет роль только экономическая выгода и целесообразность для российских нефтяных компаний. И в этой сфере у Москвы руки развязаны, и она более свободна в своих действиях.

Судя по всему, в белорусском руководстве все еще не верят, что решение правительства России о введении экспортных пошлин на поставляемую в Беларусь нефть окончательное. Там питают надежду, что еще возможно договориться о разделе таможенных пошлин в пропорции 70% к 30% в пользу российской стороны. Видимо, этот вопрос был одним из главных в переговорах В. Путина и А. Лукашенко.

Если повышение цен на газ - это удар по промышленным предприятиям, то введение экспортных пошлин на поставляемую нам нефть - это удар по госбюджету Беларуси. По оценкам экспертов, белорусское государство теряет от 1,7 до 3 млрд. долл., что составляет до 10% расходной части бюджета страны. Это повлечет за собой увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, возможное падение курса рубля, повышение цен на бензин и иные отрицательные последствия.

Если приплюсовать потери от неизбежного роста цен на газ и предполагаемую отмену преференций для белорусских товаров в торговле с ЕС, то страна может вступить в новый год с серьезными экономическими проблемами. Их масштаб пока не ясен. Но совершенно очевидно, что социально-экономическая модель, целиком зависящая от благоприятных внешних условий, входит в состояние глубокого кризиса. И вся пропагандистская пирамида, построенная на доказательстве ее блестящих преимуществ, может оказаться без фундамента.

Теперь главная интрига белорусско-российских отношений состоит в том, сумеют ли стороны договориться о ценах на газ и создании совместного предприятия на базе 'Белтрансгаза' до Нового года или дело дойдет до газовой войны с подключением к конфликту европейских потребителей энергоресурсов. Как ни странно, преимущества в этой войне нервов на стороне Минска. Дело в том, что Москве невыгодно доводить дело до прекращения газовых поставок в Беларусь. Ибо тогда белорусская сторона начнет 'несанкционированный отбор газа', и это ощутят европейские потребители, возникнет международный скандал, пострадает репутация России как надежного поставщика энергоресурсов. Кремль этого боится и не хочет доводить дело до такой развязки.

А вот белорусское руководство скандала не боится. Его международной репутации уже ничто не повредит. Официальному Минску нечего терять, и он готов рисковать. Когда два автомобиля несутся навстречу друг другу и ни один не хочет уступать, преимущество имеет тот, водитель которого не боится разбиться. Поэтому белорусские власти в этих тяжелых газовых переговорах исходят из того, что время работает на них, и берут партнеров на измор. В Минске уверены, что чем скорее дело приближается к так нежелательному для Москвы международному скандалу, тем больше вероятность уступок с ее стороны.

Мониторинг: читатель ИноСМИ - Игорь

________________________________________

Как долго продержится Беларусь в газовой блокаде? ("Белорусские Новости", Белоруссия)

Сектор газа ("Беларусь сегодня", Белоруссия)