За новой ценой на газ для Белоруссии и введением транзитных пошлин на нефть для России большинство экспертов видят нечто большее, чем просто экономическую войну Минска и Москвы. По сути речь идет о серьезной трансформации геополитической доктрины России, более-менее последовательно реализуемой все последние 15 лет.
Белоруссия стала четвертой страной СНГ после Грузии, Украины и Азербайджана, которые за последние полтора года однозначно дали понять свое неприятие взятого Россией курса на так называемый 'внешнеэкономический реализм', пишет интернет-портал 'Утро.ru'.
Обострение отношений с каждым из перечисленных государств всякий раз случалось по различным причинам. Однако ситуация с Азербайджаном и Белоруссией выглядит особенной: в обоих случаях речь всегда шла о достаточно лояльных и конструктивных для России режимах, договориться с которыми представлялось делом нетрудным. Но все поменялось - совершенно разные и не похожие друг на друга Баку и Минск заговорили на одном языке. Баку с начала этого года прекратил транспортировку нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск 'в связи с переориентацией энергетического баланса республики с газа на мазут'. По той же причине Минск потребовал от России оплачивать прокачку своей нефти по территории республики.
Природа энергетических споров Москвы и зависящих от ее энергетических поставок стран СНГ вроде бы проста - это переход на сугубо прагматические торговые экспортно-импортные рельсы. Однако подобный курс России не может не привести и к кардинальному пересмотру ее стратегического взаимодействия с (пока еще) дружественными странами. При всех усилиях официальных российских лиц не придавать происходящему политический аспект, обойти его действительно невозможно. И ситуация с Белоруссией тут особенно наглядна. Минск говорит, что предъявлять ему мировые цены на энергоносители странно, так как речь идет об отношениях между субъектами союзного, а в перспективе - единого государства. К тому же страна прежде ничего не брала с России ни за аренду земли, лежащей под транзитными трубами, ни за российские военные объекты, расположенные на территории республики, - и именно на указанных выше основаниях.
Однако, похоже, для Москвы апелляция ко все более призрачному союзу больше не является аргументом. Российские власти решили сделать нынешний момент - время наибольшего для страны благоприятствования в области экспорта энергоносителей - 'нулевой отметкой' на пути выстраивания новых, лишенных прошлого дисбаланса, отношений с бывшими республиками СССР.
О плюсах подобной стратегии для России представители Кремля говорили неоднократно. Экономическая прозрачность в отношениях со странами-партнерами в перспективе гораздо более действенна, чем практика личностного 'взаимозачета', кстати, мало к чему обязывающая.
Но это - в перспективе, причем - объективно отдаленной. Сегодня же Запад говорит о России как о недобросовестном поставщике энергоносителей, и к этому мнению Москва не может не прислушиваться. То, что газовые и нефтяные конфликты в основном провоцируют страны, обеспечивающие транзит, мало кого волнует - в конечном итоге это проблема самой России, которая вольна находить себе надежных партнеров или оптимальные транзитные схемы, если дорожит высокими доходами.
Эксперты считают, что Россия и Белоруссия между собой не договорятся до тех пор, пока во главе двух государств стоят их нынешние лидеры. Президентский срок Лукашенко заканчивается в 2011-м, Путина - в 2008 году. Возможно, что за оставшийся год с небольшим их параллельного правления Москва сделает все возможное, чтобы опытный и энергичный белорусский лидер не смог отыграть ситуацию в свою пользу при преемнике нынешнего российского президента. А это значит, что в ближайшее время вполне можно ждать достаточно жесткого размежевания 'союзников'...
Белоруссия вводит 'временный ввоз'
Белоруссия намерена ввести для россиян, приезжающих в республику на личных автомобилях, обязательное оформление удостоверения на временный ввоз транспортного средства.
По мнению начальника Управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета (ГТК) Белоруссии Сергея Борисюка, этот шаг является ответной мерой на аналогичные действия России. Российская сторона уже давно ввела для жителей Белоруссии обязательное оформление временного ввоза автотранспорта. На себе испытал, какие неудобства это требование доставляет, когда на своей машине поехал отдыхать на российский юг, - оформление бумаг потребовало не только большого количества времени и нервов, но еще и денег. Теперь и Белоруссия пошла по такому же пути в отношении россиян.
А ведь летом 2006 года президенты Белоруссии и России договорились об отмене для белорусских автовладельцев удостоверений на временный ввоз. Но поскольку дальше благих намерений дело не пошло, Минск решил сделать 'ответный жест'.
Готовы к диалогу
МИД Республики Беларусь распространило заявление в связи с появившимися сообщениями о проблемах с поставками российской нефти транзитом через Беларусь в третьи страны.
В нем говорится, что Республика Беларусь не прекращала прокачку нефти по территории страны - давление на входе нефтепровода 'Дружба' на территории Беларуси было понижено не по вине белорусской стороны.
Республика Беларусь является собственником магистральных нефтепроводов, проходящих по ее территории, говорится в заявлении. В период до 2007 года Беларусь не взимала платежей за перемещение российской нефти транзитом по ее территории, предоставляя право белорусскому оператору самостоятельно заключать контракты на транзит нефти с соответствующей российской транспортной компанией. На такой же коммерческой основе осуществлялись поставки российской нефти белорусским НПЗ.
Однако правительство РФ в одностороннем порядке приняло постановление, согласно которому с 1 января 2007 г. на поставляемую в Республику Беларусь нефть введена вывозная таможенная пошлина. Тем самым Российская Федерация нарушила целый ряд как двух-, так и многосторонних соглашений о невзимании таможенных пошлин во взаимной торговле. Такие односторонние действия российской стороны, помимо нарушения норм международного права, разрушили устоявшиеся коммерческие связи и существенно ухудшили экономическое положение нефтеперерабатывающей отрасли Республики Беларусь.
В этих условиях правительство было вынуждено принять меры по предотвращению нанесения экономического ущерба Республике Беларусь, возникновению дефицита важнейших топливно-энергетических ресурсов.
Белорусская сторона готова вести конструктивный диалог по урегулированию вопросов поставок нефти в республику, вплоть до отмены введенных компенсирующих мер при устранении причин, их породивших.
В то же время Республика Беларусь рассчитывает на ответную надежность ЕС и его стран-членов и их готовность принимать во внимание интересы Беларуси, в первую очередь в торгово-экономической сфере. Беларусь надеется на развитие полномасштабного энергодиалога с ЕС, который обусловлен целым рядом объективных обстоятельств.
Скорейшее урегулирование взаимных претензий, предложенное белорусской стороной, позволит без ущерба для Беларуси, России, а также третьих стран разрешить все проблемные вопросы.
_________________________________________________
Белорусский вопрос ("The Financial Times", Великобритания)
Москва не уступит Лукашенко ("Telegraf", Латвия)