В наступившем году, при формировании внешней политики Грузии, придется учитывать несколько направлений, начало которым было положено в 2006-ом году. Особо следует отметить инициативу влиятельного американского сенатора Ричарда Лугара относительно расширения рамок оборонной функции НАТО. Согласно этой инициативе, не Северо-Атлантический альянс должна быть возложена функция защиты энергетической безопасности стран - членов этого блока.
Какое значение имеет для Грузии это новое видение функций НАТО? С одной стороны, понятно, что в случае вступления Грузии в этот альянс именно он станет гарантом ее энергетической безопасности, но это вопрос перспективы. Сегодня же гораздо важнее другое: если НАТО действительно возьмет на себя новую функцию, это еще больше повысит значение Грузии для самого Северо-Атлантического альянса, поскольку обеспечение любого вида безопасности требует соответствующего арсенала.
Арсенал же, когда дело касается энергетической обороны, - это, прежде всего, энергетические ресурсы-источники и диверсифицированные (альтернативные) пути их транспортировки. Если под этим углом взглянуть на Грузию, то она, будучи альтернативным путем транспортировки энергоносителей из России, станет одним из важнейших звеньев системы энергетической безопасности НАТО, что, в свою очередь, может принести нашей стране серьезные дивиденды, если власть Грузии будет проводить продуманную политику.
Параллельно с энергетической функцией НАТО, особую значимость приобретают две связанные с Россией инициативы: одна касается создания своего рода газового ОПЕК, а вторая - желания министра обороны России разделить сферы ответственности между НАТО и созданной в рамках СНГ 'Организацией Договора о коллективной безопасности'. То есть, иначе говоря, дело касается перераспределения по-новому сфер влияния, о чем мы уже писали в предыдущей статье.
Надо отметить, что в условиях, когда в России намереваются сформировать новый военный блок, разговоры о нейтралитете Грузии выглядят еще менее реалистично.
И поскольку речь идет о НАТО, наверное, было бы желательно ответить еще на один, очень актуальный для Грузии вопрос - как вступление в этот альянс поможет нам в восстановлении территориальной целостности страны? Готовых схем для ответа на этот вопрос, к сожалению, не существует, хотя бы потому, что устав Северо-Атлантического блока подобного прецедента не знает. Однако обнадеживает то, что НАТО не допустит, чтобы на территории страны- члена, т.е, предположительно, Грузии, миротворческую функцию выполняла Российская Федерация. И хотя пока еще рано говорить о конкретных механизмах урегулирования конфликтов, но, думается, и этот аргумент многозначителен.
Главное, чтобы на пути к НАТО, мы как-то не растеряли свои территории. Если же до вступления в этот военный блок мы сумеем хотя бы сохранить существующий статус-кво, то и способы решения наших проблем тоже выявятся четче и яснее. Самое же главное в том, что властям Грузии на этом пути вменяется в обязанность делать правильные тактические шаги, чтобы в условиях еще большего обострения российско-грузинских отношений мы не поставили бы Запад перед альтернативой Иначе говоря, нам не надо вести себя так, чтобы грузино-российские отношения стали сдерживающим фактором или вообще -помехой для нашей интеграции в НАТО.
Характерным для наступившего года будет еще один фактор: в связи с приближающимися выборами следует вновь ожидать нерациональных действий во внешней политике. Властям как России, так и Грузии понадобится создать образ врага, так что надежды на существенное потепление в отношениях двух стран невелики. На наших глазах история странным образом повторяется - выборы 1999-го года, когда 'Союз граждан' (тогда партия власти - прим.) планировал на второй срок войти в парламент, тоже прошел под лозунгом 'русской моды', но тогда роль пятой колонны 'доверили' партии 'Возрождение' (лидером этой партии был Аслан Абашидзе - прим.). А какой партии уготовят эту роль на выборах 2008-го года, будет зависеть от того, кто окажется для 'Национального движения' (нынешняя партия власти - прим.) наиболее неудобным конкурентом, к тому же более или менее ассоциированным с Россией.
Вообще же, при формировании внешнеполитического курса необходимо учесть, что ни партнерство с Америкой, ни обострение или урегулирование отношений с Россией, ни вступление в НАТО не могут быть для государства стратегической целью - это лишь средство для достижения стратегической цели.
Власть Грузии должна суметь рассматривать свою страну, как стратегический ресурс, который следует не развеять, а использовать с наибольшей выгодой для собственного государства. В первую очередь, необходимо определить, в чем проявляется стратегический ресурс Грузии и потом, в соответствии с этим, выстроить стратегию внешних отношений и усовершенствовать тактику.
Часто отношения между государствами напоминают отношения между женщиной и мужчиной. Женщина должна быть всегда желанной для мужчины, чтобы он сохранял интерес к ней и постоянно стремился завоевать ее. Иначе, если он будет считать тебя своей собственностью, многого от него ожидать уже не придется. Пример подобной гибкой тактики, показывают, в отличие от Грузии, наши соседи - Азербайджан и Турция, которые не только не теряют свою привлекательность, но постоянно наращивают ее в глазах остального мира, хотя бы той же России или даже Америки, и получают соответствующие дивиденды.
Тактика Азербайджана и Турции - наглядный свидетельство того, что важнее во внешних отношениях - заниматься пиаром или рассматривать стратегический ресурс своей страны во взаимоотношениях со всеми партнерами. К примеру, Турция, будучи стратегическим партнером НАТО в регионе, в последний период очень интенсивно сотрудничает с Россией в сфере энергетики, что делает ее еще привлекательнее в глазах остального мира. Было бы хорошо, чтобы в наступившем году власть Грузии сумела найти баланс между пиаром и стратегическими интересами государства.
Хатуна Лагазидзе - политический эксперт