Европейское единство неразделимо. Когда одну страну запугивают или подвергают остракизму, другие страны не могут называться свободными. Нас убеждают в этом все аспекты нашей общей культуры, а также общие страдания, выпавшие на нашу долю в прошлом веке.
Поэтому главной целью для Евросоюза является укрепление стабильности и безопасности, что достигается благодаря динамичной структуре экономической и политической взаимозависимости, вклад в которую вносят все страны. Однако сегодня такая структура отсутствует в отношениях между ЕС и Россией, что наносит ущерб всем государствам, находящимся между ними. Следовательно, крайне важно, чтобы Германия поставила во главу угла своего председательства в Евросоюзе, которое только что началось, именно этот вопрос.
В условиях, когда высокие цены на нефть и природный газ переполняют ее казну деньгами, Россия вновь агрессивно выступает против маленьких и по-прежнему относительно слабых государств, вышедших из состава рухнувшей советской империи 15 лет назад. Благодаря оставшимся с советской эпохи экономическим и государственным связям внешнее влияние России в этом регионе остается огромным. Но теперь она стремится распространить свое влияние на энергетические рынки, лежащие за пределами границ ее ближайших соседей.
Взаимоотношения Европы с Россией слишком важны, чтобы дать им развиваться по-особому, через двусторонние связи и соглашения. Сегодня в Европе наступает момент максимальной подвижности, поскольку ее зависимость от российских поставок энергоресурсов увеличивается, а влияние ЕС соответственно ослабевает. В связи с этим европейская стратегия не должна сводиться к движению по истоптанной исторической тропе наименьшего сопротивления.
К сожалению, после окончания 'холодной войны' часто как должное воспринималась мысль о том, что враждебные намерения у России исчезли. Поэтому внешняя политика по отношению к Москве проводилась без учета традиционных дипломатических соображений. Но конечно же, учитывать их нужно. Содействие экономическим и политическим реформам - это важная цель, но она никогда не сможет стать заменой для серьезных усилий по сдерживанию глубоко укоренившегося российского экспансионизма.
Разумеется, у России есть вполне законные интересы безопасности в ее так называемом 'ближнем зарубежье'. Однако стабильность Европы и приверженность целям экономического развития всего континента требуют, чтобы данные интересы соблюдались и отстаивались без применения экономического давления и одностороннего вмешательства.
Если Европа хочет, чтобы ее политика в отношении России сохранила свою жизнеспособность, она должна признать растущую зависимость континента от российских энергоресурсов. Поступать по-иному - значит игнорировать самый важный вопрос - вопрос надежности России как поставщика энергии.
Российская государственная монополия 'Газпром', несмотря на свои самые большие в мире запасы газа, не добывает достаточных объемов топлива, чтобы обеспечивать рост экономики, развивающейся с ежегодными темпами в 6 процентов. Три крупнейших месторождения 'Газпрома', на долю которых приходится три четверти объема добычи, постепенно истощаются. Нехватка топлива внутри страны означает, что 'Газпром' будет не в состоянии, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, наращивать поставки в Европу, если он не сможет закупать газ по ценам ниже рыночных у своих восточноевропейских и среднеазиатских соседей с последующей его перепродажей европейским потребителям по рыночной цене. А ведь Россия в то же время хочет обеспечивать и другие рынки, в первую очередь, на своих восточных рубежах.
Проблема заключается не в отсутствии запасов, а в инвестиционной стратегии 'Газпрома'. В последние годы компания активно тратит свои деньги на все что угодно, только не на разработку собственных резервов. Она построила или строит трубопроводы в Турцию и Германию, приобретает нефтяные компании, стремится закрепиться на европейских рынках распределения энергоресурсов. Вместо того, чтобы вкладывать средства в разведку новых месторождений, 'Газпром' становится крупнейшей в России компанией СМИ. Все это делается во имя создания и укрепления общенациональной энергетической компании-лидера, которая одновременно выполняет функции внешнеполитического инструмента Кремля.
А тем временем, капиталовложения в основную деятельность 'Газпрома' - добычу газа, постоянно уменьшаются. На горизонте маячат признаки грядущего кризиса, для предотвращения которого необходимы организующие способности и твердая рука Евросоюза. Необходимо умерить амбиции 'Газпрома', стремящегося к получению контроля над трубопроводами и транспортной инфраструктурой поставок энергоресурсов. А для этого надо дать возможность для развития независимых производителей. На самом деле, на долю независимых производителей уже сегодня приходится 20 процентов продаж газа на внутреннем рынке России. Для наращивания объемов добычи такими производителями и для обеспечения их прямого выхода на европейские рынки требуются рыночные стимулы.
Европа может оказать свою помощь, настояв на участии России в европейской энергетической хартии, которая призывает 'Газпром' предоставить своим конкурентам в сфере добычи доступ к российской трубопроводной системе, а также к разрешению всех споров в международном арбитражном суде. Европейская политика поддержки конкуренции, благодаря которой удалось заставить соблюдать правила конкурентной борьбы даже такую гигантскую компанию, как Microsoft, может помочь в превращении в нормального конкурента и корпорации 'Газпром'.
Европейские лидеры должны заняться откровенным обсуждением того, в чем интересы Европы и России совпадают, а в чем расходятся. К такой дискуссии необходимо подключать и соседей по региону, которые являются как производителями, так и транзитерами. К ним относится и моя собственная страна Украина. Москва лучше поймет политику, основанную на взаимном уважении интересов друг друга, нежели простые призывы к доброй воле и дружбе.
Россию следует привлекать к участию в работе тех институтов и к заключению тех соглашений, которые способствуют развитию сотрудничества со взаимными правами и обязательствами. Если закрывать глаза на политическую и экономическую агрессию, то российским реформам это пойдет во вред, но отнюдь не на пользу. Независимостью бывших советских республик, которая была завоевана с огромным трудом, нельзя молчаливо жертвовать в угоду российскому стремлению к региональной гегемонии.
Лидеры России имеют право на понимание со стороны мирового сообщества в условиях, когда они стремятся преодолеть многолетнее наследие советского правления со всеми его недостатками. Но у них нет прав на те сферы влияния, которые на протяжении 300 лет ревностно охраняли русские цари и комиссары. Если Россия хочет стать для Европы серьезным партнером, она должна быть готова принять на себя обязательства по обеспечению стабильности, а не только получать выгоды от такого партнерства. Если Европа хочет обеспечить собственное процветание и энергетическую безопасность, она не должна соглашаться не меньшее.
Бывший премьер-министр Украины Тимошенко в настоящее время является лидером оппозиции.
______________________________________
Энергия свободной Европы ("The Financial Times", Великобритания)
Жестче с "Газпромом" ("The International Herald Tribune", США)