Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нефтяная блокада против Латвии осуществляется с 2002 года

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе после прекращения транзита нефти по трубопроводу 'Дружба' нефть перестали получать НПЗ Польши, Германии, Словакии, Чехии и Венгрии. Теперь Европейский Союз заметил, что есть серьезные проблемы в общей энергетике Европы, что блокада транзита может использоваться как политический инструмент в международных отношениях

На этой неделе после прекращения транзита нефти по трубопроводу 'Дружба' нефть перестали получать НПЗ Польши, Германии, Словакии, Чехии и Венгрии. Теперь Европейский Союз заметил, что есть серьезные проблемы в общей энергетике Европы, что блокада транзита может использоваться как политический инструмент в международных отношениях. Теперь Еврокомиссия выражает возмущение - наконец, она заметила, что энергетика Балтии фактически находится в монопольной зависимости от российских поставок.

Прекращение транзита российской нефти через Белоруссию вызвало реакцию Еврокомиссии. Однако транзит через Латвию прекращен с 2002 года. В прошлом году нефть через Белоруссию перестала поступать на Мажейкяйский НПЗ. В случае с Латвией Еврокомиссия не отреагировала вообще, в отношении Литвы реакция была дипломатично мягкой и сильно запоздалой. Еврокомиссия не хотела обострять отношения с Россией, когда по политическим причинам был заблокирован транзит нефти через Латвию и Литву. Только тогда, когда нефть перестали получать Германия и крупные восточноевропейские страны, Еврокомиссия проснулась и призвала Россию присоединиться в Энергетической хартии, которая предусматривает единые правила транзита и требует не применять отказ от транзита в качестве политического инструмента.

Теперь, когда приостановка транзита замечена, страны Балтии должны напомнить, что Россия осуществляют нефтяную блокаду Латвии и Литвы. Правда, литовское правительство отреагировало немедленно. Довольно резко высказался премьер Гедиминас Киркилас, подчеркнув, что страны ЕС, пока они выступают каждая за себя, имеют мало шансов добиться от России стабильной политики поставок энергоресурсов. 'Мое мнение то же, что Литва выразила ранее, когда поставка нефти по этому же нефтепроводу была прекращена для нас, - Европе необходима единая энергетическая политика, и это должно быть отражено в положении о стратегических партнерских отношениях ЕС и России'. Литовский премьер упрекнул еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса в том, что он не реагировал так энергично, когда Россия блокировала поставки нефти в Мажейкяй.

Руководство Латвии не использует возможности для напоминания о дискриминации и для ее устранения. Единственной официальной реакцией Латвии было выраженная департаментом общественных связей МИДа обеспокоенность в связи с прекращением поставок российской нефти европейским государствам через Белоруссию. МИД также робко напомнил о необходимости единой энергополитики ЕС. Обеспокоенность по поводу Белоруссии выражена, но международной общественности не напомнили, что Латвия находится в такой же ситуации, как сейчас оказались Польша, Германия, Словакия, Чехия и Венгрия, с 2002 года. Только против этих стран бойкот транзита осуществляет Белоруссия, а против Латвии политику блокады транзита использует Россия.

В 2004 году президент российского трубопроводного монополиста 'Транснефть' Семен Вайншток, отвечая на Балтийском форуме на вопрос о том, выделит ли его компания мощности для возобновления прокачки нефти через Вентспилс, если будут договоры с поставщиками нефти, ответил: 'Нет, прежде всего, нам надо обеспечить 62 миллиона тонн нефти для Приморска. Россию не за что винить в этом случае. У нас есть свои национальные интересы, и мы используем те порты, которые для нас более выгодны'. 'Мы, конечно, занимаемся благотворительностью, но не в таких масштабах, как хотелось бы некоторым в Риге', - добавил глава 'Транснефти'.

С тех пор и до начала 2007 года Россия использовала блокаду транзита в качестве инструмента влияния на Латвию. Однако в январе, когда такую же политику в отношении России применила Белоруссия, Семен Вайншток, выступая по российскому телевидению, заявил: 'Белорусская сторона должна вернуться к состоянию соблюдения международных норм и правил, исключающих применение дискриминационных мер в отношении транзитных поставок. Транзит - это священная корова. В данное время Белоруссия препятствует нормальному функционированию трубопровода на своей территории и нормальным транзитным поставкам'.

Руководству Латвии не надо тихо соглашаться с тем, что Россия получила от своего сателлита - Белоруссии. Действия Белоруссии, которая ввела пошлины на транзит, противоречат нормальной практике международной торговли. Действия Белоруссии надо расценивать не только исходя из узкого контекста российско-белорусских отношений. Такую политику соседнего государства нельзя воспринимать как рекламу транзитных услуг Латвии.

Руководство Латвии должно поймать Россию на слове и призвать главу 'Транснефти' реализовать в отношении Латвии те принципы, которые он продекларировал - 'вернуться к состоянию соблюдения международных норм и правил, исключающих применение дискриминационных мер в отношении транзитных поставок'.

Если российская транзитная политика впредь будет такой, то Латвии останется лишь поздравить соседнюю страну, которая теперь декларирует принципы, записанные в Европейской энергетической хартии. Тогда можно ожидать, что нефтепровод начнет работу после многолетнего простоя. Но останется лишь одно препятствие - нефтепроводы в направлении Латвии и Мажейкяя пересекают территорию Белоруссии, и транзит должна возобновить прежде всего Белоруссия, потому что без белорусского транзита нефть по трубопроводу не дойдет не только до Польши, Германии, Словакии, Чехии и Венгрии, но и до Литвы и Латвии.