The Washington Post (24.12) посвящает серию публикаций 15-летней годовщине с момента распада СССР. В них наиболее авторитетные эксперты по нашей стране (профессор Стэндфордского университета М.Макфол, научный сотрудник Совета по внешней политике, в прошлом координатор Госдепартамента по странам СНГ С.Сестанович, директор Исследовательской программы по России Американского института предпринимательства Л.Арон) и журналисты газеты устанавливают историческую преемственность правления М.Горбачева, Б.Ельцина и В.В.Путина.
Майкл Макфол (Michael McFaul)
М.Макфол убежден, что в 1991 году Россия столкнулась с тремя 'грандиозными вызовами': определение границ нового государства, восстановление экономики и создание новой политической системы. С первыми двумя вызовами Россия справилась вполне успешно, если не считать Чечни, неопределенность вокруг границы которой сохраняется. Однако стать демократическим государством, по мнению Макфола, России так и не удалось. 'Автократические институты советского режима больше не существуют, но демократические институты так и не заполнили вакуум', - пишет Макфол. Ученый не соглашается с мнением ряда других ученых, что Россия оставалась авторитарной и во время правления Б.Ельцина, когда в 1993 году был распущен парламент, а затем началась чеченская война. Макфол утверждает, что нынешняя концентрация власти в Кремле стала результатом политики В.В.Путина. На его взгляд, 'история сегодняшней России заключается в том, что разрозненная сеть бывших руководителей КГБ, привязанная к некогда никому не известному офицеру среднего звена из этого ведомства, сумела за семь коротких лет взять под свой контроль все хоть чего-то стоящие государственные институты, а также десятки компаний'
Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich)
С.Сестанович пытается понять, почему после нескольких лет правления Б.Ельцина россияне соскучились по порядку ('а некоторые даже соскучились по Иосифу Сталину'). Действительно, благодаря Ельцину демократия в России в массовом сознании прочно ассоциируется 'с экономическим упадком, политической коррупцией и травмами расчленения нации'. Однако в оправдание первому президенту России Сестанович пишет, что многие проблемы достались ему в наследство от бывшего Советского Союза, раздираемого межэтническими конфликтами, экономическим хаосом и разрушающейся политической системой. Главным достижением Ельцина Сестанович считает соглашения с лидерами бывших советских республик, которые привели к демонтажу СССР. 'Распустив империю, Россия освободила себя от гигантского бремени на своей национальной энергетике. Она сбросила с себя ответственность от решения бесчисленных проблем, с которыми, скорее всего, не смогла бы справиться, а также снизила риск того, что популистская политика превратится в диктатуру в стиле Милошевича', - заключает Сестанович.
Леон Арон (Leon Aron)
Л.Арон посвящает свою статью умершему этой осенью социологу Ю.Леваде. 'В последние двадцать лет мало кто сделал больше, чем Левада, чтобы разрушить порочный круг молчания российского народа, привыкшего безмолвствовать', - пишет Арон. Ученый подробно рассматривает историю первых социологических опросов, проведенных накануне распада СССР, и уже в России после 1991 года. Автор считает, что исключительно важно было услышать голос народа в стране, находящейся в начале пути реформ. Однако впоследствии Левада оказался 'неудобен' власти, когда провел опрос, выявивший недовольство граждан отменой губернаторских выборов и ситуацией в Чечне. 'Возмездие наступило незамедлительно. В сентябре 2003 года Министерство государственного имущества выдворило Леваду из помещения и отобрало у него и центр, и все оборудование', - говорится в статье.
Питер Бейкер (Peter Baker)
Бывший глава московского бюро The Washington Post П.Бейкер сравнивает Россию с Китаем, Венесуэлой У.Чавеса и Чили А.Пиночета. 'Пятнадцатилетний путь от заката Горбачева до восхождения Путина - хорошая инструкция во времена, когда Запад говорит о насаждении демократии на неблагодатной почве по всему миру. Госсекретарь К.Райс сказала, что нужно время, чтобы превратить Ирак в маяк демократии. Если Россию взять в качестве гида, то может уйти столько времени, что нас к тому дню уже не будет', - пишет автор. П.Бейкер рассказывает о своей последней поездке, когда ему лично довелось убедиться, что 'Россия купается в деньгах'. По его мнению, 'россияне могут жить спокойно', но лишь до тех пор, пока не пытаются влиять на происходящее в стране.
В добавлении к статьям приводятся статистические выкладки, в которых сравниваются данные за 1992 и 2005 годы. За это время в стране увеличилось количество машин и видеомагнитофонов на душу населения, но снизилась продолжительность жизни, выросла смертность в результате несчастных случаев и отравления алкоголем и количество убийств на душу населения.