Год назад, Москва прекратила поставлять газ на Украину, и это застало Европейский Союз врасплох. Сегодня Россия останавливает поставки нефти по территории Беларуси, и Европа опять оказывается в ловушке. Россия продемонстрировала, каким образом она собирается действовать. Если Европа не разработает соответствующую политику, ее нерешительность дорого ей обойдется.
Россия - страна с рыночной экономикой, и даже ее обширный государственный сектор действует, во многом исходя из коммерческих соображений. В последние годы Кремль приложил много усилий, чтобы обеспечить рост стоимости акций 'Газпрома', который в настоящий момент занимает третье место в мире по уровню капитализации. Частично рецепт успеха заключался в прекращении субсидирования бывших братских советских республик и выставлении им новых, приближающихся к мировым, цен за энергоносители. В конечном итоге из всех этих стран осталась одна Беларусь, теперь и с ней вопрос решен.
Проблема заключается не в повышении цен, а в жесткости избранной методики и в том, что действия России затронули третьи страны.
10 декабря прошлого года российскому правительству удалось добиться увеличения с 1 января с.г. цен на нефть для Беларуси на 64 процента. В одностороннем порядке, указом, без переговорного процесса. Беларусь ловко ответила той же монетой. Она ввела налог в размере 45 процентов за тонну российской нефти, транспортируемой транзитом по ее территории. В результате поставки по трубопроводам оказались дороже железнодорожного транспорта. Трубопровод принадлежит государственному предприятию 'Транснефть', которое отказалось платить этот налог. Тогда Беларусь откачала нефть в объеме, равном причитающейся ей сумме. 'Транснефть' в ответ прекратила поставки нефти, что затронуло и ее европейских клиентов.
По территории Беларуси транзитом поставляется треть потребляемого Европой российского газа, и не существует других способов транспортировки этих объемов. Таким образом, Россия нанесла удар не по Беларуси, а по своим европейским клиентам. Что не помешало пресс-службе Кремля выпустить 4 января коммюнике, в котором ясно говорилось, что при любом развитии ситуации Россия выполнит свои обязательства в области энергетических поставок, а также что Россия всегда выполняла свои обязательства. После чего Кремль без предупреждения перекрыл поставки нефти в Европу по территории Беларуси.
Россия в течение долгого времени являла миру два лица. До 2006 года она была абсолютно надежным поставщиком Европы, но не бывших республик СССР, в том числе и стран Балтии, которые неоднократно страдали от серьезных перебоев с поставками энергоносителей.
СССР всегда пренебрежительно относился к праву, потому что ничто не могло ограничивать авторитет Коммунистической партии. Тем не менее, в отношении Запада СССР был вынужден подчиняться правилам международного права, поскольку его репутация надежного поставщика и так была под большим вопросом, особенно после того, как в начале 1980-х годов США объявили ему бойкот. Президент Путин, пользуясь энергетической мощью страны и своей властью, вернулся к советскому пренебрежительному отношению к праву, в том числе и в отношениях с Западом. Он возродил советскую клептократию. Согласно данным 'Transparency International' уровень коррупции в России растет.
Только вот в чем проблема: Россия - это не СССР. Было бы ошибочным обвинять Кремль в империализме, поскольку в действительности он жертвует своей внешней политикой ради финансовой прибыли. Империализм - дорогое удовольствие. Сегодня Кремлем движет страсть к наживе. Россия отказалась от проекта создания с Беларусью Союзного государства. И Беларусь пополнила ряды 'дружественных' стран из бывшего СССР, которые чувствуют, что подвергаются агрессивному давлению.
Согласно российским официальным статистическим данным, а также моим расчетам, субсидии, которые предоставлялись Беларуси в виде льготной цены на газ и нефть, в 2005 году составляли 11,2 процентов ее ВВП. В 2006 году эта цифра без сомнений превысила бы 12 процентов. Эти субсидии исчезли в одночасье. Более того, при новых ценах на сырье нефтеперерабатывающие заводы Беларуси, скорее всего, станут нерентабельными. Даже если ВВП Беларуси в 2006 году действительно вырос на 10 процентов - официально объявленные данные, которые вызывают сильные сомнения - в этом году он сильно сократится. Более того, большая часть экспорта Беларуси идет в Россию. А у России наблюдается привычка налагать санкции на торговые операции. В грядущем году Беларусь ожидает серьезная дестабилизация, как в экономическом, так и в политическом плане.
Европе давно пора пробудиться от спячки и осознать, что Россия полна решимости агрессивно использовать свои энергетические ресурсы. Дело не в идеологии, здесь наблюдается логика Рокфеллера. Неприятные сюрпризы будут только множиться. Европе необходимо скоординировать свои действия, чтобы единым фронтом противостоять дестабилизирующим маневрам Путина.
Начиная с 1994 года, Евросоюз настоятельно просит Россию, чтобы та ратифицировала Энергетическую хартию и Транзитный протокол. Складывается впечатление, что руководители европейских стран не осознали, что в планы Кремля это не входит. Без ратификации Россией этих документов, Европа обязательно должна разработать основы для торговли в сфере энергетики с Россией, особенно в отношении 'Газпрома', который действует, как монополист в области продажи и транспорта газа. Российская нефть экспортируется частными производителями, но трубопроводы контролируются российским государством, и в данном случае также необходимо разработать хотя бы минимальное количество правил.
Наилучшим выходом в данной ситуации явились бы переговоры между Евросоюзом и Россией о создании новой Энергетической хартии, которую Россия была бы готова ратифицировать. В основе этой хартии должен лежать основополагающий принцип: все стороны должны иметь право покупать энергетические и инфраструктурные активы. В хартии также должны быть заложены гарантии доступа к системам транспортировки энергии. И, наконец, должно быть четко обговорено, что третьи стороны ни при каких обстоятельствах не могут являться заложниками любых коммерческих споров, к которым не имеют никакого отношения. Россия, взамен, захочет включить в хартию пункты, касающиеся атомной энергии, что абсолютно нормально. Не подвергается сомнению, что все эти соглашения должны включать пункт о международном арбитражном суде, который в случае несоблюдения условий договоров налагает штрафные санкции.
Возможно, Россия откажется обсуждать новую Энергетическую хартию. В таком случае, страны-члены ЕС должны выступить единым фронтом и совместно вести переговоры о заключении коммерческих соглашений в области энергетики. Также необходимо диверсифицировать источники снабжения, но на это потребуется время, много времени.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики.
____________________________________________
Хотите видеть лапу Путина на кране? ("The Economist", Великобритания)
Путин разбудил Европу ("Verslo Zinios", Литва)