В минувшем году грузино-российские отношения особенно обострились. Дело едва не дошло до разрыва дипломатических отношений. Кремль даже отозвал своего посла и объявил Грузии экономическое эмбарго.
Какими будут российско-грузинские отношения в текущем году, останутся по-прежнему напряженными или же следует ожидать потепления в отношениях двух стран. С этими и другими вопросами 'Джорджиан таймс' обратилась к известному российскому политологу, члену Общественной Палаты России, директору института политических исследований Сергею Маркову.
'Джорджиан таймс': Сергей Александрович, грузино-российские отношения, мягко говоря, завидными никак не назовешь. В чем Вы видите причину ухудшения и обострения отношений между нами?
Сергей Марков: Причину ухудшения отношений надо искать в том, что грузинская государственность в основном опирается на антироссийские корни. Грузинская политическая элита виновных в собственных ошибках всегда ищет за пределами страны.
Так сказать, в нынешней грузинской технологии эту роль заняла Россия. В грузинской мифологии всегда действовали три главных субъекта: первый - большая страна - враг Грузии, второй - большая страна - защитница Грузии и третий - герой-победитель, страна - спасительница Грузии.
- Господин Марков, факт, что Грузия никогда не желала плохих отношений с Россией и сейчас тоже не желает. Взять хотя бы то, что Михаил Саакашвили, сразу же после прихода к власти, протянул Путину руку дружбы, но она повисла в воздухе. Может, следует в этом искать причину обострения российско-грузинских отношений?
- Нет. Считаю, что причина противостояния в том, что именно Михаил Саакашвили не хотел протянуть руку дружбы Путину.
- Не могу согласиться...
- Михаил Саакашвили не желает помириться с абхазским и осетинским народами. Он хочет их подчинить и пытается, чтобы в этой роли выступили или Россия, или Соединенные Штаты Америки. Или же самим добиться покорности этих народов военным путем.
К сожалению, именно эти фундаментальные противоречия являются главной помехой в наших отношениях. К этому добавляется и то, что Саакашвили пытается искать виновного не у себя и в собственных националистических позициях, а в другом месте.
- Получается, что только мы, грузины, во всем виноваты?
- Позиция России тоже не безошибочна, и у нее есть ошибки. Это заключаются в том, что Россия излишне ориентирована на бизнес. Для ее властей главное - деньги, деньги и еще раз деньги, а геополитической ответственности страны они не придают должного значения. Главная ошибка России именно в этом.
- То, что Россия открыто поддерживает сепаратистов Абхазии и Цхинвальского региона, в этом Вы не видите причину противостояния между нашими странами? Ведь и Абхазия, и Цхинвальский регион - это грузинская земля? Как бы Вы в связи с этим вопросом прокомментировали хотя бы последнее решение Госдумы России?
- Абхазия - это земля абхазов. Это земли тех, кто живет на этой территории.
- Вы считаете, что это не Грузия?
- Россия не против, чтобы эти земли принадлежали Грузии, но требует решить данную проблему мирным путем.
- Как Вы думаете, улучшатся российско-грузинские отношения в текущем году или по-прежнему следует ожидать обострения ситуации?
- К сожалению, я все же думаю, что отношения не улучшатся.
- Почему?
- Потому что власть Грузии еще не усвоила урок истории, что применением силы нельзя заставить другие народы подчиниться тебе. Решить эту проблему можно с ними только мирно. Это, во-первых. Во-вторых, российское руководство также должно проникнуться чувством своей чисто геополитической ответственности в регионе.
Подобную политику российская власть должна проводить более активно. К сожалению, она пока к этому не готова. Знаете, отчетливо вырисовывается определенное серое пространство. Думаю, что именно на этом сером пространстве произойдут конфликты, т.е. они продолжатся и в этом году.
_________________________________________
Выжить без России ("Verslo klase", Литва)
Путин бросил нас в холодную воду ("Die Welt", Германия)