- Господин Иванов, что Вы можете сказать о будущем стратегического и оборонного партнерства между Индией и Россией? Каким образом, по Вашему мнению, эти отношения можно вывести на новый этап?
- Стратегическое сотрудничество между нашими странами плодотворно развивается уже не одно десятилетие. В его основе лежат близость, а порой и совпадение подходов к решению ключевых проблем современности.
Как вы знаете, российско-индийское стратегическое партнерство включает самый широкий спектр направлений.
Наиболее перспективными из них являются энергетика, металлургия, машиностроение, информационные технологии, биотехнологии и фармацевтика, а также совместное освоение космоса и крупные инфраструктурные проекты.
Уже сейчас есть немало примеров реализации взаимовыгодных проектов. Так, российская компания 'Роснефть' и индийская ONGC успешно взаимодействуют в рамках проекта 'Сахалин-1'.
Мы возлагаем большие надежды и на стратегическое партнерство между ОАО 'Газпром' и GAIL, а также на участие индийского капитала в реализации проекта 'Сахалин-3' и освоении Ванкорского месторождения.
Хочу отметить, что в наших планах - довести к 2010 году объем товарооборота между Россией и Индией до 10 миллиардов долларов США.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что у нас накоплен полезный опыт двустороннего сотрудничества в мирном использовании атомной энергии. Не менее продуктивно развивается и наше военно-техническое сотрудничество.
Если говорить в абсолютных цифрах, то его общий объем за период с 1960 года превысил 35 миллиардов долларов США.
При этом в настоящее время мы выходим на новый уровень нашего взаимодействия, предпринимая конкретные шаги по переходу от отношений 'покупатель-продавец' к партнерству по разработке технологий и модернизации вооружения, совместным НИОКР и производству продукции военного назначения.
Уверен, что такой подход будет способствовать дальнейшему сближению и взаимовыгодному развитию экономик наших стран.
- В области закупок вооружения и снаряжения Индия все больше ориентируется на Францию, Израиль, а теперь и США. Беспокоит ли это Россию?
- Стремление Индии к проведению многовекторной внешней политики и развитию взаимовыгодных отношений со всеми ведущими мировыми державами, не только с США, отвечает реалиям эпохи глобализации.
Могу заверить, что на это у нас аллергии нет.
И мы не боимся конкуренции. Главное, чтобы она велась добросовестно и не сводилась к тому, что в американских источниках называют 'игрой с нулевым результатом'.
Ведь не всегда страны, которые закупают военную продукцию, руководствуются при этом качеством и ценой. Здесь играет роль множество других факторов, важнейшим из которых, безусловно, является политический.
Россия была и остается надежным партнером для Индии, и развитие многопланового двустороннего сотрудничества отвечает нашим национальным интересам.
Поэтому, чтобы сохранить индийский рынок, мы стараемся переходить от простой торговли к совместным российско-индийским разработкам и производству.
Кроме того, учитывая проверенные временем наши связи в военно-технической сфере, думаю, мы вправе рассчитывать на особое отношение к нашим поставкам продукции военного назначения.
При этом Россия всегда стремилась к равноправному сотрудничеству, основанному на взаимном уважении и доверии, поэтому я искренне надеюсь на то, что это российско-индийское взаимодействие и впредь будет развиваться динамично и целенаправленно.
- Какие конкретные российско-индийские проекты в оборонной сфере стоят на очереди? Полагаете ли вы, что Индия и Россия в ближайшем будущем подпишут соглашения или начнут совместный проект по разработке истребителя пятого поколения?
- Если говорить о конкретных проектах, то среди них считаю необходимым выделить следующие. Это создание высокоточного оружия, в частности, противокорабельной ракеты БраМос; производство многоцелевого транспортного и легких многофункциональных боевых самолетов, а также подводных лодок типа 'Амур'; организацию лицензионного производства в Индии танков Т-90С и проведение комплексной модернизация Т-72М1; формирование системы нестратегической противоракетной обороны Индии.
Касаясь вопроса совместного создания боевого самолета пятого поколения, можно отметить явную динамику в диалоге по данному проекту.
Уже проведено три раунда переговоров по согласованию основных характеристик самолета и организации сотрудничества. По их результатам нами подготовлен и передан на рассмотрение индийской стороне проект соответствующего межправительственного соглашения.
Мы ожидаем ответа по предложенному проекту в самое ближайшее время.
- У индийской стороны вызывают озабоченность задержки с графиком поставок и превышение смет на военное оборудование, закупаемое у России, а также отсутствие целевых программ поставки запчастей и послепродажного обслуживания. Делается ли что-нибудь для устранения причин подобного беспокойства?
- С учетом того, что вооруженные силы Индии более чем на половину оснащены образцами ВВТ советского и российского производства разных поколений, мы осознаем исключительную важность этого вопроса.
К сожалению, все те проблемы, которые вы обозначили, имеют место, но все они вполне решаемы.
Но необходимо заметить, что регулярность снабжения запчастями зависит не только от поставщика, но и от потребителя.
И мы стараемся решать эту проблему. Для этого создаются совместные российско-индийские предприятия по ремонту и обслуживанию военной техники. В качестве доказательства могу привести несколько примеров.
Так, в настоящее время в Индии успешно функционирует совместное предприятие по обслуживанию авиационной техники 'ИРАЛ', создано аналогичное предприятие по обслуживанию военно-морской техники 'Рособоронсервис'.
Заключен контракт между российской компанией 'Авиазапчасть' и индийской корпорацией 'ХАЛ' на поставку и ремонт авиатехники.
С целью обеспечения индийской армии запчастями для обслуживания вооружения и военной техники российского производства проводится работа по созданию в Индии сервисных центров, которые смогут осуществлять практически непрерывный мониторинг процесса эксплуатации боевой техники и оперативно реагировать на потребности, в том числе индийских военно-воздушных и военно-морских сил.
Один из проблемных вопросов - колебания курсов российского рубля, индийской рупии и доллара США, которые приводят к значительному снижению рентабельности долгосрочных контрактов для наших предприятий промышленности, связанному с повышением цен на материалы и комплектующие на внутрироссийском рынке.
Поэтому и возникает конфликт интересов индийских заказчиков с российскими поставщиками, обусловленный желанием первых получать продукцию военного назначения по ценам двух- или трехлетней давности. Как вы понимаете, сегодня это сделать уже невозможно.
Принимая во внимание среднесрочные прогнозы динамики курсов индийской рупии, российского рубля и основных мировых валют, представляется целесообразным в подписываемые контракты с длительным циклом изготовления и поставки продукции включать положения, или так называемые защитные валютные оговорки, позволяющие нивелировать эти валютные колебания.
Переговоры по решению данного вопроса пройдут в самое ближайшее время.
Кроме того, мы предлагаем вернуться к ранее существовавшей практике поставок на основе долгосрочных заявок.
Это позволило бы ограничить срок рассмотрения коммерческих предложений от российской стороны и провести переговоры по подписанию типовых контрактов на поставку запчастей.
Связано это с тем, что практика проведения тендеров на поставку отдельных запчастей к нашей технике с привлечением представителей третьих стран, по нашему мнению, является недостаточно эффективной, в первую очередь ввиду различий нормативно-правовой базы.
Как видите, мы имеем желание, возможности и готовы не только частично, но и полностью решить проблему регулярного обеспечения индийской армии запчастями к технике нашего производства.