Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Архитектор преемственности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нельзя сказать, что имя Владислава Суркова у всех на слуху, но во многом именно этот кремлевский советник (ему 42 года) последние семь лет обеспечивал неуклонное сосредоточение власти в руках Владимира Путина

Кремлевский Карл Роув делает все, чтобы его босс сохранил влияние после окончания президентского срока

Его можно назвать кремлевским аналогом Карла Роува [Karl Rove - главный политический советник Джорджа Буша, руководитель его предвыборных кампаний. Перед промежуточными выборами в Конгресс лишился части официальных полномочий, но, по мнению наблюдателей, сохранил свое влияние в Белом доме - прим. перев.]. Этот хитроумный стратег, действующий из-за кулис, возможно сыграет ключевую роль в ходе наступающего в России выборного 'сезона', который определит характер 'постпутинской' эпохи.

Нельзя сказать, что имя Владислава Суркова у всех на слуху, но во многом именно этот кремлевский советник (ему 42 года) последние семь лет обеспечивал неуклонное сосредоточение власти в руках Владимира Путина.

Сурков организовал путинскую партию 'Единая Россия', а затем обеспечил ей полную гегемонию в политической жизни страны. Кроме того, считается, что именно он стоит за созданием прокремлевских молодежных движений, призванных противостоять молодым оппозиционерам - вспомним, что именно они были одной из движущих сил 'цветных' революций на Украине, в Грузии и Кыргызстане. В последнее время, впрочем, этим организациям отводится иная роль - они должны служить 'инкубатором' для нового поколения политических лидеров, разделяющих программу Путина.

Сейчас перед Сурковым стоит непростая задача: ему предстоит стать главным 'пиарщиком' Кремля в связи с предстоящими в декабре парламентскими выборами, и, что еще важнее, президентскими выборами в марте 2008 г.

Кремль стремится обеспечить преемственность президентской власти, что гарантировало бы продолжение путинского курса в управлении страной. Российская конституция не позволяет нынешнему главе государства баллотироваться на третий срок. Поэтому формально в России будет избран новый президент, однако считается, что Путин лично подберет себе преемника, который в ходе предвыборной кампании получит всемерную поддержку властей и государственных телеканалов.

Пока что основными претендентами на эту роль считаются министр обороны Сергей Иванов (как и Путин, он в прошлом служил в КГБ), и Дмитрий Медведев - бывший глава Администрации президента, ныне занимающий посты вице-премьера и председателя Совета директоров российского газового монополиста - концерна 'Газпром'. Впрочем, на ком бы Путин ни остановил свой выбор, он уже дает понять, что и после 2008 г. в той или иной форме будет оказывать влияние на происходящее в России.

В октябре, в ходе ежегодной 'прямой линии', Путин, отвечая на вопросы россиян, туманно заметил: даже после ухода с поста он надеется 'сохранить самое главное, чем должен дорожить человек, который занимается политикой, - ваше доверие. И, используя это, мы с вами сможем : оказывать влияние на то, что происходит в России'.

Путин ни разу не уточнил, что он имеет в виду, однако, учитывая его склонность руководить страной 'по-царски', и тот факт, что рейтинг популярности президента превышает 70%, это заявление ни в коей мере нельзя считать пустой фразой. Российские эксперты высказывают предположения, что он может стать премьер-министром при одновременном резком сокращении полномочий президентской власти, или возглавить партию 'Единая Россия', занимающую господствующие позиции в парламенте.

Какой бы сценарий ни предпочел Кремль, на Суркова скорее всего будет возложена задача способствовать его четкому воплощению. Многие наблюдатели считают его самым влиятельным человеком в России после Путина. Сурков не только обеспечивает прохождение законодательных инициатив Кремля через парламент, но и играет при Путине роль главного идеолога и политического советника. Созданная под его руководством 'Единая Россия' после парламентских выборов 2003 г. контролирует нижнюю палату парламента. Ожидается, что и на предстоящих в конце этого года выборах партия также получит большинство голосов.

Кроме того, по словам аналитиков, Сурков играл решающую роль в создании националистической партии 'Родина', организованной Кремлем с единственной целью: отобрать голоса у коммунистов - главных соперников 'Единой России' на выборах 2003 г.

Наконец, именно он назвал систему управления, выстроенную Кремлем, 'суверенной демократией': по его словам, это определение подчеркивает нежелание России 'управляться извне', однако критики на Западе утверждают, что речь идет лишь об эвфемизме, за которым скрывается авторитарный режим.

Влияние, которым пользуется Сурков в кремлевских кругах, особенно удивляет в свете его биографии. В отличие от Путина и других высокопоставленных советников, окружающих президента, он никогда не служил в КГБ. Сурков учился в ВУЗе, но не закончил его, а затем 10 лет работал на Михаила Ходорковского - нефтяного магната, угодившего за решетку, как считают многие на Западе, за политическую оппозицию Кремлю. Сурков стал кремлевским советником в начале 1999 г., еще при президенте Борисе Ельцине, и благополучно пережил кадровые перестановки после прихода Путина к власти.

Сегодня, в один из критических моментов постсоветской истории России, когда страна готовится к смене руководства, Сурков - главный политический советник Кремля. Ему удалось уцелеть в бурный последний год ельцинского президентства; теперь он должен способствовать тому, чтобы переход к 'постпутинской' эпохе прошел по нужному сценарию.

Хотя Путин уверенно контролирует политическую жизнь России, фракционная борьба в Кремле при нем усилилась. Эти разногласия лишь усугубились в ходе путинской компании по возвращению в руки государства российских сырьевых активов: высокопоставленные чиновники стремятся урвать свой кусок пирога.

Когда-то Уинстон Черчилль сравнил политический процесс в СССР с 'дракой бульдогов под ковром'. Теперь, когда важнейший 'выборный сезон' неуклонно приближается, Сурков и другие кремлевские деятели, должно быть, согласятся, что это определение по-прежнему актуально.

_______________________________________

Главный рекламщик Путина: 'Здесь восстаний не будет' ("The Wall Street Journal", США)