Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие американские аналитики и политики продолжают утверждать, что новый курс президента США Джорджа Буша в Ираке подразумевает максимальное участие всех этнических, религиозных групп Ирака в получении доли национального богатства. Считается, что именно в этом и заключается квинтэссенция иракского варианта демократии

Многие американские аналитики и политики продолжают утверждать, что новый курс президента США Джорджа Буша в Ираке подразумевает максимальное участие всех этнических, религиозных групп Ирака в получении доли национального богатства. Считается, что именно в этом и заключается квинтэссенция иракского варианта демократии.

Внешне может показаться, что именно по такому пути в Ираке американцы шли изначально: были организованы свободные выборы, принята иракская Конституция, были сформированы парламент и правительство. Что же получилось в итоге? Вторжение оккупационных войск в Ирак обострило и без того непростые отношения внутри Ирака, а демоны войны, с которыми все же удавалось справляться диктатору Саддаму Хусейну, вышли на поверхность. Говоря иначе, в Ираке вспыхнула самая настоящая гражданская война, которую нужно было останавливать еще 'вчера'.

В складывающейся сейчас в Ираке ситуации существуют несколько 'деликатных' моментов. Недавно по российскому телеканалу РТВ было показано интервью с Евгений Примаковым - последним российским политиком, который общался с Саддамом Хусейном перед самым началом войны в Ираке. По его словам, эта война вообще была какой-то странной. Американцы при вторжении в Ирак не взорвали мосты через Тигр, а иракская республиканская гвардия, считавшаяся серьезнейшим иракским воинским подразделением, почему-то отказалась от вооруженного сопротивления. Становится почти очевидным, что до последнего момента Хусейн поддерживал контакты с американцами, оговаривая на каждом этапе этой войны для себя определенные условия. Все это должно было прозвучать на судебном процессе над Хусейном. Но суд в Багдаде оказался не Нюрнбергским. От Хусейна решили быстро избавились. Его казнь - как бы он ни был виновен и сколько бы крови невинных жертв не было бы на его руках - качественно изменила ситуацию в стране. И чего тут больше - мести шиитов и курдов, принявших участие в казни Хуссейна и двух его соратников, как знак мести к суннитам, или какой-то и чей-то тонкий расчет? Но те, кто считает, что американцы все дело якобы пустили на самотек и передали ' суд и дело' над бывшими иракскими руководителями в руки иракцев, глубоко заблуждаются.

Реальным фактом является теперь то, что межконфессиональная конфронтация в Ираке начинает приобретать крайне опасные масштабы. Она может выйти далеко за пределы самого Ирака, расширять реография не только в масштабах всего Ближнего Востока, но и захватить мусульманские регионы Кавказа, включая и Азербайджан. И вот почему.

Свою политику в этом регионе мира США формально осуществляют под прикрытием призывов к поддержке 'демократии'. Во имя этого, они готовы даже жертвовать некоторыми дружескими для себя режимами и стабильностью в широком и узком географическом смысле слова. Сегодня шииты в Ираке все больше и больше ориентируются на Иран, который фактически превращается в новый 'центр силы' в масштабах всего региона. Если Тегерану удастся выдержать американское давление по ядерной программе, грамотно разыграть свою карту в Ираке, то активизация его действий на северном, азербайджанском направлении практически неизбежна.

Вспомним, что некогда азербайджанские ханства Северного Азербайджана (нынешний Азербайджан) входили в состав Персидской империи. Если добавить к этому фактору то, что правящая элита нынешнего постсоветского Азербайджана во имя своего политического самоутверждения сделала все для того, чтобы дискредитировать историю трехсотлетнего пребывания страны в составе Российской империи, то выходит, что нынешний Азербайджан оказывается 'страной без собственной истории'. То есть, Баку попадает в сложнейшую геополитическую формулу: ни с 'имперской' Россией, ни с шиитским Ираном, но с Западом, который географически чрезвычайно далеко и который в деле сохранения доступа к богатейшим энергоресурсам региона готов пойти на любой размен. Чтобы помочь, скажем, Тегерану восстановить 'историческую справедливость', можно будет и в Азербайджане, во имя уже других задач, разыграть шиитско-суннитскую карту.

Вот почему нынешнее увлечение Баку 'американскими интересами' может бумерангом ударить по самой власти с самого неожиданного для нее угла. И тогда окончательно замкнется так называемый вашингтонский 'геополитический круг', о существовании которого пока мало кто реально подозревает.

________________________________________________

Закат империи ("Al Ahram", Арабская пресса)