Подпишем ли мы пограничный договор с Россией в ближайшее время и что станет с Абрене? - с этим вопросом 'Час' обратился к видным латвийским политикам и политологам. По их мнению, Латвия созрела для решения этого вопроса, но 'мяч все еще находится на стороне России'.
'Могут возникнуть новые проблемы'
Карлис Даукштс, политолог:
- Сейчас как раз все решается. В прошлый раз Россия отказалась принять разъясняющую декларацию, и процесс затормозился. Сейчас декларации нет, и велика вероятность, что все закончится благополучно. Я в это верю и... не верю.
В последний момент могут всплыть такие вопросы, о которых мы сейчас не имеем представления. И они могут оказаться неприемлемы ни для одной из сторон.
Что касается Абрене, то сейчас это внутриполитическая проблема. Нерушимость границ признается. Россия не признает свои обязательства по договору 1920 года, а у Латвии нет возможности заставить ее изменить свою позицию.
Мяч сейчас находится на стороне России, и если она будет готова подписать договор, то мы его подпишем.
'Надо определиться с позициями'
Дайнис Иванс, один из лидеров ЛСДРП:
- Многие правящие политики ссылаются на Конституционный закон о независимости Латвии от 21 августа 1991 года. Да, мы все за него голосовали, не беря в расчет Абрене. Сейчас 'тевземцы' говорят, что это спекуляции Верховного Совета, но ведь сам Добелис тогда голосовал за этот закон, будучи депутатом.
Когда я голосовал за этот закон, то я думал прежде всего о целостности латвийских границ. Возможно, я ошибся и надо было учитывать договор от 1920 года. Не знаю.
Сейчас у бывших членов НФЛ совершенно разные позиции, хотя тогда все были едины. Нужно спросить у них, почему они изменили свое отношение.
Я думаю, что мы подпишем договор. Есть в этом реальная необходимость, которую нельзя игнорировать. Даже 'тевземцы' это понимают, просто все еще играют на избирателя.
'C соседями надо дружить'
Аугустс Бригманис, председатель парламентской фракции Союза зеленых и крестьян:
- Предстоит еще очень большая дискуссия по этому вопросу. Внутри нашего объединения идет активное обсуждение ситуации. И еще много разговоров впереди. Не буду скрывать, что мнения внутри СЗК разделились. Кто-то еще колеблется, кто-то уже определился.
Я не хочу высказывать свое личное мнение по этому вопросу, потому что являюсь председателем фракции, мои высказывания могут повлиять на других депутатов. Одно могу сказать наверняка: пора уже навести порядок в отношениях с Россией. С соседями надо дружить.
'Обойдемся без войны'
Дзинтарс Яунджейкарс, председатель парламентской комиссии по национальной безопасности (Первая партия):
- Подготовленный правительством проект решения этой проблемы - самый лучший. Если у кого-то есть другой вариант, пусть предлагает! Думаю, что скоро мы все-таки подпишем этот договор. Надо реально смотреть на вещи. После Второй мировой войны границы стран были определены. Если начнем сейчас что-то менять - другие страны тоже могут что-то потребовать от России, да и друг от друга. Та же Литва может потерять часть своих территорий... Может быть, потом Россия сама захочет отдать Абрене. Что мы, воевать, что ли, будем за него?
'От Франкенштейна не убежать'
Юрий Соколовский, заместитель председателя парламентской фракции ЗаПЧЕЛ:
- Вопрос не только в Абрене, просто ситуация с договором о границе настолько вульгаризирована, что мы говорим только об этом участке земли. Все уже давно ясно: границы определены - Абрене часть России, и точка.
Здесь следует говорить о внутриполитических проблемах. Юристы разделились на два лагеря: одни говорят, что нужен референдум по договору, другие - что не нужен. Во всем виновата политика нашей страны.
Последние 15 лет правящие партии создавали из России образ врага, а теперь попались в собственную ловушку. И вот когда настал момент выгодно договориться с Россией, они мнутся. Собственный Франкенштейн - стереотип, который они так долго создавали, не дает им пошевелиться.
'Народники' не хотят взять на себя ответственность за договор, они хотят разделить ее с партнерами. Они тратят много сил на пиар, пытаются убедить население в том, что подписание договора выгодно Латвии, что речь не идет о продаже Родины. Если бы не 'комплексы правящих', мы бы уже давно подписали и ратифицировали этот договор и никто вообще не заметил бы этого. Сейчас же к нему приковано внимание общества, а законопроект, который наши правые придумали, чтобы решить проблему, напоминает мне песенку: 'Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я!' Не берусь сказать, как будут развиваться события, но одно понятно: если мы сейчас не подпишем этот договор, следующая попытка у нас будет очень не скоро...
'Абрене нам не нужно'
Нил Ушаков, председатель 'Центра согласия':
- Абрене - это регион, в котором никогда не жили латыши. Главная ценность его состояла в наличии железнодорожного узла. Моя личная позиция: Абрене нам не нужно. Я рад слышать, что правящие политики придерживаются такого же мнения. Сейчас они хотят решить все юридические вопросы и наконец закрыть эту тему. Если говорить об этой проблеме с юмором, то сторонниками того, чтобы Абрене вернулось в состав Латвии, должны быть такие партии, как 'Центр согласия', ведь население этого региона вряд ли станет голосовать за такие партии, как 'Тевземей ун Бривибай'/ДННЛ.
'Мы созрели для договора'
Валдис Биркавс, экс-премьер-министр:
- Договор подпишем! Созрели уже для этого. Конечно, всякое может случиться, но у меня есть уверенность, что все будет в порядке.
Будут дебаты об Абрене
1 февраля в Сейме состоятся широкие политические дебаты о заключении договора о границе с Россией. Об этом вчера на встрече договорились президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, спикер Сейма Индулис Эмсис, премьер-министр Айгарс Калвитис и председатель комиссии Сейма по иностранным делам Андрис Берзиньш.
В беседе с журналистами после этой встречи Вайра Вике-Фрейберга еще раз подчеркнула, что договор необходимо подписать, особенно учитывая присоединение нашей страны к Шенгенской зоне.
- Очень важно, что Латвия со своей стороны продвигает этот вопрос, - отметила Вике-Фрейберга. И оценила план правительства как рациональный и корректный.