Россия практически исчезла с наших радаров. Сегодня она может делать, что ей вздумается, и ни США, ни Европа не будут по этому поводу всерьез волноваться. А вспомните, до какой степени мы были одержимы Россией во времена существования Советского Союза! В ту эпоху СССР в наших глазах, несомненно, играл роль главного противника, и именно по этой причине после падения Берлинской стены и развала СССР, мы на Западе одновременно почувствовали великую радость (мы победили!) и огромную пустоту.
Правда, свято место долго пустым не бывает. 11 сентября 2001 года нам был дан новый главный противник: международный терроризм, против которого США при Джордже Буше сразу же начали вести войну по всем направлениям, судя по всему для того, чтобы доказать всему миру - отныне они являются единственными наследниками почившего в бозе американо-советского дуумвирата.
Вот только американцам не удалось убедительно продемонстрировать свой вес. Почему? Потому что 'терроризм' - неправильный противник. Вчерашний наш враг СССР обладал неоспоримым преимуществом - он был осязаем, мы могли дотронуться до него и поговорить с ним. В то время как 'терроризм' не является противником из плоти и крови, это - способ действий. Вести войну со способом действий - дело нелегкое. Именно по этой причине Джордж Буш попытался придать ему физический облик: сначала Афганистан, затем Ирак.
Это могло бы сработать. Но не сработало по двум причинам, которые задним числом можно легко проанализировать.
Первая причина: для того, чтобы наделить главного противника достоверным обликом, Джордж Буш был вынужден прибегнуть к крупной лжи. Но ложь - любой десятилетний мальчишка мог бы его об этом предупредить - обладает дурной тенденцией становиться явью и рикошетом ударять по тем, кто рискует к ней прибегнуть. Именно это и произошло.
Вторая причина: в потоке истории все, что обладает могуществом, в один прекрасный момент - как сказал бы поэт - слабеет под тяжестью своих крыльев. В течение пятидесяти лет США, как впрочем, и СССР, обладали преимущественным весом на мировой арене. Но пятнадцать лет назад СССР исчез. США шли по тому же пути, пусть даже издалека и очень медленно. Но, ринувшись очертя голову в войну с Ираком, они ускорили свой закат, и в то же время создали в мире крайне нежелательный вакуум влияния.
И теперь, кто восстает посреди этого вакуума? Россия! Которая теперь с помощью нефти и газа может без страхов и комплексов заставить всю планету плясать под свою дудку. Она бросает вызов американцам, помогая атомной программе Ирана; вызывает обеспокоенность европейцев, прерывая поставки энергоносителей (чтобы привести в чувство Украину и Беларусь); не дает расслабиться китайцам, заманивая их обещаниями о продажах баснословных объемов нефти; и, наконец, отвешивает оплеухи крупным иностранным нефтяным компаниям, сделав Royal Dutch Shell миноритарным акционером проекта на Сахалине, и применив ту же тактику к BP в Сибири. . .
Можно не беспокоиться, Россия будет по-прежнему продавать свои нефть и газ, но она также будет по-прежнему использовать эти сделки, чтобы снова получить возможность действовать с позиции сверхдержавы, обрести статус, который она утратила, и который, как нам представлялось - и напрасно, - она уже никогда не обретет.
Какой парадокс: в момент заката Америки начинается восход России! И однажды утром мы можем проснуться в мире, вставшем с ног на голову.
_____________________________________
Американо-российская политика - неразбериха на грани провала ("San Francisco Сhronicle", США)
Маневры России и непоследовательность США ("The International Herald Tribune", США)