Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бизнес, политика, заграница - три искушения российской молодежи

Они стали более активными, мобильными, политизированными: портрет молодежи эпохи перемен

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По данным российской статистики молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет составляют 15 процентов сегодняшнего населения России. Основная особенность: эти молодые люди не жили при советском строе; они выросли в эпоху крушения старых и создания новых социальных, политических и экономических устоев: это первое поколение российского капитализма. Каков он этот класс людей активного возраста, энергичных, предприимчивых - граждан новой России?

По данным российской статистики молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет составляют 15 процентов сегодняшнего населения России. Но рамки этой категории эластичны, и социологи часто включают в нее лиц до 30 лет. Основная особенность: эти молодые люди не жили при советском строе; они выросли в эпоху крушения старых и создания новых социальных, политических и экономических устоев: это первое поколение российского капитализма. Каков он этот класс людей активного возраста, энергичных, предприимчивых - граждан новой России?

Одна русская сказка начинается следующим образом: 'Было у отца три сына: старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший - вовсе был дурак'. В ходе сказки выясняется, что самым умным и предприимчивым оказывается именно младший, и именно он преуспевает в жизни.

В области выбора карьеры сегодня можно выделить три основные тенденции: первая - 'бизнес'. После падения советской империи началась эра дикого капитализма, когда высшим мерилом всех ценностей являлись деньги. Первыми миллионерами стали бывшие комсомольские вожаки или выходцы из криминального мира, сейчас картина меняется: большинство богатых молодых людей в возрасте до 35 лет закончили ВУЗ - или, по крайней мере, получили среднее специальное образование, - многие из них владеют иностранными языками или имеют опыт ведения внешнеэкономической деятельности. Среди первой сотни российских миллиардеров много тридцатилетних, например банкиры Андрей Мельниченко и Сергей Попов (им обоим по 34 года), или один из воротил алюминиевого бизнеса Андрей Городилов (35 лет).

Сегодня финансовые перспективы являются определяющим фактором при выборе профессии. Последний опрос общественного мнения, проведенного среди молодых москвичей, показал, что 85 процентов хотели бы заниматься бизнесом. 'Я мыслю, следовательно, занимаюсь предпринимательством', - вот их самая любимая максима. Помимо частного предпринимательства существуют и другие привлекательные сферы деятельности: Интернет-технологии, финансы (например, валютные финансовые операции, торговля на бирже, недвижимость). Энергичность, современное образование, честолюбие, все эти качества делают российскую молодежь весьма конкурентоспособной.

Уровень безработицы среди молодежи относительно небольшой. В 2006 году 5,4 миллиона молодых безработных составляли четверть от общего количества безработных в России. В больших городах, особенно в столице, это соотношение еще меньше. Как правило, безработица среди молодежи в крупных городах вызвана поисками высокой зарплаты или какой-то определенной работы. Некоторые сектора почти полностью монополизованы молодыми людьми: например, журналистика (это относится как к печатной прессе, так и к электронным СМИ, а также радио и телевидению). Большей части работников СМИ нет и тридцати. Олег Кашин, один из светил современной российской журналистики, прославился в 23 года своими острыми статьями о молодежных движениях в России. В 2006 году в России насчитывалось 46000 печатных изданий, из них несколько тысяч нацелены на молодежную аудиторию.

В прессе, как в зеркале, отражаются интересы и нравы молодежи, ее язык, который высвечивает темные социокультурные процессы, пронизывающие всю Россию. Журналы для подростков и юношества советских времен - 'Смена', 'Собеседник', 'Студенческий Меридиан', 'Пионер' и другие больше не издаются. 'Ровесник' и 'Юность' выжили, но одряхлели. 'Московский Комсомолец' или 'Комсомольская Правда' уже давно растеряли свою молодежную аудиторию и превратились в 'желтую прессу', основную часть публикаций которой составляют сплетни со скандальным душком.

На рынке появились новые издания. 'Молоток', выходящий с 1999 года - один из самых популярных еженедельников московской молодежи. Он рассчитан в основном на подростков и дает много информации о шоу-бизнесе. Журнал 'Yes!', концепция которого придумана журналистом Игорем Шеиным, издается с 1998 года. Он рассчитан на девушек в возрасте от 16 до 24 лет, половина журнала предназначена для 'милых читательниц', другая - для 'злючек'.

Журнал 'Хулиган' выходит с 2002 года. Его основной тематикой является бунтарский дух, присущий мужской молодежный культуре. Журнал нацелен на аудиторию молодых людей от 24 до 26 лет. 'Cool Girl', женский журнал о моде - типичное издание для молодых женщин, которое в основном посвящено отношениям с противоположным полом.

Многие из этих журналов имеют иностранные названия, чтобы придать видимость зарубежного бренда и привлечь читателей. Для молодежи использование иностранных слов в русской речи означает 'быть в струе', жить в ногу с эпохой.

Молодых читателей интересуют деньги, красивая жизнь, мода, секс, музыка. Самый модный сейчас стиль - гламур. Поэтому в моде сейчас писательница Оксана Робски, вдова убитого миллионера, которая черпает из своей среды обитания - мира богачей - сюжеты для книг. Они имеют большой успех. В продаже множество гламурных журналов. Мир 'гламура' - порождение нового божества по имени 'Бабки'. Вот почему красота не уникальна, но обязательна. Это - творение парикмахерского и портновского искусства; чудеса низводятся до банально доступного уровня ежевечерней трапезы. Примером этому может служить заголовок, красующийся на обложке молодежного журнала, печатающего кулинарные рецепты для богатых: ' Золотая рыбка с картошкой фри'. 'Золотая рыбка' - персонаж сказки Пушкина, великого русского поэта XIX-го века. Эта рыбка исполняет желания, в русской культуре она - символ чудесной силы. Новый русский видит в ней лишь изысканное блюдо. Гламур проникает и в политику. Идеологи экстремистских движений стараются наделить свои символы и образцы для подражания гламурной эстетикой.

Согласно опросу общественного мнения ВЦИОМ от 2 июня 2005 года 33 процента молодежи интересуется политикой. Аполитичность молодежи 1990-х годов осталась в прошлом. Этот новый интерес, с явно преобладающими националистическими тенденциями, является второй отличительной чертой молодежи России.

В России много массовых политических организаций, из которых самой крупной и активной является Национал-большевистская партия (НБП), созданная 1 мая 1993 года писателем Эдуардом Лимоновым и политологом Александром Дугиным. В настоящий момент Лимонов является единственным лидером партии. Точное число ее членов неизвестно, по различным оценкам оно составляет от 13 000 до 30 000. Партийный лозунг - 'Россия без Путина'. Организация призывает к свержению режима и проводит громкие и агрессивные акции. Окружной суд г. Москвы 29 июня 2005 года вынес решение о роспуске НБП, но партия не исчезла. Наоборот, репрессии против нацболов вызывают к ним сочувствие со стороны молодежи и способствуют вербовке новых рекрутов. В контексте роста национализма, заявления НБП уже не вызывают прежнего негодования, и ее социальная критика находит отклик в сердцах россиян. Вокруг партии создается ореол революционного движения. Издаются произведения художественной литературы, в которых нацболы изображаются 'романтическими' героями: например, роман Захара Прилепина 'Санька' (2006г.).

В 2000 году было создано молодежное движение в поддержку Путина 'Идущие вместе', официальное название которого - 'Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи'. Под эгидой этой организации проводились широкомасштабные митинги в поддержку Путина, которые собирали от 30000 до 100000 человек. Но для того, чтобы собрать эти толпы народа, пришлось раздавать бесплатные билеты в кино и пейджеры. П. Данилин в своей книге 'Новая молодежная политика 2003-2005' пишет, что движение быстро превратилось в фарс. Бывший лидер 'Идущих вместе' Василий Якеменко сейчас возглавляет другое молодежное движение, 'Наши', которое заявляет о своей антифашистской направленности и хочет стать противовесом молодежным антипутинским движениям.

Среди менее значительных организаций можно выделить 'Оборону' (около 2500 членов), которая проводила манифестации в поддержку Ходорковского, 'Левый фронт молодежи', численность которого Данилин оценивает в 35000 человек и умеренно радикальное движение 'Яблоко' (1000 членов).

Многие движения имеют свои издания и Интернет-сайты. Нацболы, например, издают журнал 'Лимонка', название которого символично выявляет агрессивно победоносный дух движения и содержит намек на фамилию его лидера Эдуарда Лимонова. Стиль и язык этих изданий, как правило, отражают политическую направленность организаций.

Третья тенденция, характерная для молодежных кругов - эмиграция в страны Запада. Обычно считается, что в университетах Запада учатся дети богачей. Это ошибочная точка зрения. Количество российских студентов, обучающихся в европейских университетах, за последние десять лет постоянно растет, разница состоит только в том, что в 1990-е годы студенты в основе своей приезжали из Москвы и Санкт-Петербурга, а в последние годы - из провинции. Как правило, это - студенты, закончившие у себя на родине институт иностранных языков и в некоторой степени владеющие языком той страны, в которую они приехали учиться. Они вынуждены подрабатывать нянями, официантами или продавцами. Большинство из них - выходцы из семей со средним или низким уровнем доходов.

Необходимо отметить, что этот отток студентов заграницу сопровождается ростом числа студенчества в самой России. Согласно статистическим данным, за последние десять лет количество студентов увеличилось в два раза. Число же учебных заведений выросло более чем вдвое: сегодня в России насчитывается 562 государственных ВУЗа и 662 частных учебных заведений. Необходимо отметить, что в Россию возвращаются дети тех, кто эмигрировал в 1970-е и 1980-е годы. Эти молодые люди, большая часть которых получила западное образование, владеющие несколькими иностранными языками и имеющие опыт жизни на Западе, возвращаются в Россию, чтобы там работать. Их пример показывает, что после многих лет учебы заграницей идентичность не утрачивается: это подтверждается как опытом прежней России, так и современной Европы, которая принимает у себя российскую молодежь.

Нора Бюкс (Nora Buhks) ведет курсы по русской литературе и российским СМИ в Сорбонне.

______________________________________

Мода и алкоголь: две страсти московской молодежи ("Regard sur l'Est", Франция)

Космонавт? Нет, спасибо. Лучше уж машинист метро ("La Repubblica", Италия)