Анна Политковская, журналистка независимой российской газеты "Новая газета", значительную часть своего времени посвящала изучению войны в Чечне. Из-за критического тона ее публикаций она подвергалась в России осуждению и угрозам, кроме того, к ней относились как к изгою.
Она подробно описывала нарушения прав человека в одном из самых жестоких конфликтов наших дней, обращая особое внимание на жестокость, часто проявляемую российскими милиционерами и представителями спецслужб в ходе подавления восстания в Чечне.
В России при президенте Владимире Путине подобные истории не приветствуются.
Сейчас, когда Россия все больше отдаляется от своего советского прошлого, Путин и его ближайшие соратники хотят, чтобы их считали компетентными, независимыми и решительными.
Своим многочисленным критикам Политковская говорила, что в советскую эпоху люди считали, что они не отвечают за то, что делают власти. Она верила, что ее статьи являются оружием против подобного цинизма. "Я хочу, чтобы вы знали правду", - говорила она.
После этого никто не мог сказать, что он не знал о том, что происходит.
7 октября прошлого года, когда она входила с продуктами в лифт в подъезде своего дома, к ней подошел неизвестный и выстрелил в нее четыре раза. Последний выстрел был сделан в голову с близкого расстояния.
Эту историю - пересказанную журналом "The New Yorker" и Комитетом по защите журналистов - особенно необходимо помнить сейчас, когда русские на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявляют, что они несправедливо считаются головорезами.
Как сообщили некоторые газеты, российские официальные лица на пресс-конференции утверждали, что Россия стала "другой страной", перестала быть советским жестоким государством, привыкшим к репрессиям в отношении диссидентов и к бряцанию оружием.
Она действительно стала другой страной, с процветающей, благодаря высоким ценам на нефть, экономикой, растущей экономической элитой, магазинами "Christian Dior" и автомобильными салонами "Mercedes-Benz", возникшими на обломках советской эпохи.
Она не стесняется оказывать давление на нефтяные компании, чтобы вернуть себе контроль над энергоресурсами, потерянными во время правления президента Бориса Ельцина. Она не стесняется сокрушать политических противников Путина и заглушать критические голоса средств массовой информации.
Дело Политковской на этом фоне является напоминанием о том, что репутация не дается просто так, она государствами зарабатывается.
Пока убийцы Политковской не будут найдены и осуждены, будет оставаться ощущение того, что зло бродит и по этой новой империи тоже.