Вчера после длившихся целый день дебатов Сейм принял в первом чтении закон, уполномочивающий правительство подписать договор о границе с Россией. В окончательном чтении закон будет принят через неделю, 8 февраля.
Это наше все!
Публичные дебаты в прямом телевизионном и радиоэфире - это, конечно, очень демократичный и гласный способ обсуждения важных вопросов. Но прямой эфир с участием наших политиков всегда имеет и побочный эффект: оппоненты приходят на дискуссию не для того, чтобы попытаться понять другое мнение и найти некий приемлемый для всех компромисс, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть собственную несгибаемую позицию.
Вчерашние дебаты в парламенте не стали исключением из этого правила. Исход голосования - с точностью до нескольких голосов! - был ясен уже с утра. Но оппозиция в лице 'Нового времени' и ТБ/ДННЛ сполна воспользовалась бесплатным эфиром, бравируя своей принципиальностью, преданностью национальным интересам, любовью к земле предков и так далее. На то она и оппозиция - если ничего конкретного не надо делать, можно и поговорить... Например, о символическом значении Абрене - Пыталовского района для всей латвийской государственности.
- С юридической точки зрения, это технический вопрос. Но по сути - это самый важная политическая проблема со времени восстановления независимости Латвии. Нельзя в спешке решать вопрос о прошлом и будущем народа, - заявила депутат 'Нового времени' Солвита Аболтиня.
- Мы не имеем права предавать свою историю! - поддержала ее коллега по партии Илма Чепане.
- У Латвии украдено почти два процента территории. И вопрос состоит в том, как мы относимся к этой краже... У нас нет претензий на территорию Абрене... Но вору надо все время напоминать о том, что он вор, - сообщил 'тевземец' Юрис Добелис.
И сделал вывод: есть страны гордые и не очень, и Латвия, к сожалению, похоже, относится к числу 'не слишком гордых стран'.
- Как мы будем смотреть в глаза тем солдатам, которые сражались и погибали за Абрене? - вопросил другой депутат ТБ/ДННЛ Петерис Табунс.
А парламентарий от Союза зеленых и крестьян, бывший легионер Висвалдис Лацис блеснул перед коллегами своей эрудицией. В течение последних пяти тысяч лет человечество в своей жизни опиралось на два принципа. Первый, сформулированный Маккиавелли, звучит так: 'Сила и власть создают права!' А второй, появившийся позже, можно сформулировать следующим образом: 'Из нарушения прав права не возникают'. Это все к тому, что никто, кроме нас, никаких прав на Абрене не имеет.
После чего Лацис обвинил и президента, и премьера, и министра иностранных дел в том, что они поддаются иностранному давлению. И сурово напомнил им об уголовной ответственности за призыв к изменению существующей территории государства.
- Духовные границы важнее физических границ, - подытожил Лацис.
И еще. Оказывается, весь мир сейчас испытывает большую нехватку чистой воды. А в Абрене полно болот, воду которых можно очистить. К тому же засеянные поля Абрене спасут Латвию от дефицита продовольствия, который также медленно, но верно надвигается на человечество. Об этом Лацис также рассказал с трибуны. Но при этом почему-то забыл сказать о чистом воздухе, которого в Абрене тоже достаточно много...
В таком духе дискуссия продолжалась еще долго. Ораторов периодически подбадривали аплодисментами: в зале были широко представлены не только журналисты, но и сочувствующие, в том числе лидер Национального фронта Латвии Айварс Гарда в сопровождении девушек-единомышленниц, бывший депутат Сейма Александр Кирштейнс и другие заинтересованные лица.
С трибуны часто повторяли, что подписание договора поставит под сомнение преемственность латвийской государственности. И это сомнение может привести к таким последствиям, что просто ужас... А поскольку собственно об ужасе никто подробно не говорил, то у людей впечатлительных и не посвященных во все нюансы латвийской политики могло возникнуть ощущение, что государственности просто-напросто грозит крах... Но, слава богу, ораторы, выступавшие против подписания договора, регулярно сменялись ораторами, ратовавшими за его подписание. Так что баланс здравого смысла все-таки сохранялся.
Выйти из виртуальной реальности
- Латвия должна смириться с потерей Абрене! - заявила вчера рано утром в интервью телеканалу LNT президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. И подчеркнула: вернуть Абрене можно только военным путем.
А потом Вике-Фрейберга пришла в Сейм, где впервые за все время своего президентства приняла участие в парламентских дебатах. Главный 'мэссидж' ее речи был прост и понятен: договор надо подписывать. Причем сейчас для его подписания настал подходящий момент.
- Чувствуется желание России прийти к решению этого вопроса... Но мы не знаем, ни кто станет следующим президентом России, ни насколько он будет готов подписать пограничный договор с Латвией, поэтому еще более важное значение имеет выраженная президентом Владимиром Путиным готовность заключить пограничный договор с Латвией. В интересах Латвии воспользоваться этой возможностью, - отметила Вике-Фрейберга.
По ее мнению, подписание договора стало бы серьезным шагом к улучшению межгосударственных отношений, показало бы государственную зрелость нашей страны и нашу способность решать тяжелые вопросы в национальных интересах. Президент усматривает определенную параллель между заключением договора о границе и заключением 13 лет назад договора о выводе из Латвии российских войск. Сейчас, как и тогда, депутатам предстоит сделать сложный выбор. Но ясность в вопросе о границе с Россией необходима для обеспечения безопасности государства.
- Для безопасности нужны не только пограничные контрольные пункты, но и юридически четкая граница, на которой эти пункты могут действовать. Урегулирование юридического статуса границы помогло бы решению как вопроса об обустройстве границы, так и вопросов, касающихся приведения в порядок пограничной инфраструктуры, - указала президент. И напомнила, что в течение восьми лет ее президентства все премьер-министры: Андрис Шкеле, Андрис Берзиньш, Эйнарс Репше, Индулис Эмсис, Айгарс Калвитис, и все министры иностранных дел: Индулис Берзиньш, Сандра Калниете, Рихардс Пикс, Артис Пабрикс - и лично ей, и на международном уровне всегда подчеркивали, что они готовы подписать парафированный в 1997 году договор о границе с Россией и что у Латвии нет территориальных претензий.
- Желание заключить договор о границе с Россией было последовательной установкой латвийской внешней политики, - напомнила президент.
А премьер-министр Айгарс Калвитис подчеркнул, что честные политики тяжелые проблемы решают своевременно, а не перекладывают на плечи потомков. Он признал, что в Латвии вопрос отношений с Россией всегда был 'сложным и эмоциональным' и что 'дипломатия в этом вопросе не всегда приносила плоды'. А отсутствие договора о границе с Россией Латвия ощущает совершенно реально.
- Упорядоченному государству нужна упорядоченная граница, - заявил он.
По его словам, договор - не самоцель и 'не чудодейственное средство для упорядочения отношений', это 'предварительное условие для достижения многих целей'.
Айгарс Калвитис повторил слова президента Латвии о том, что Латвии следует смириться с утратой Абрене, ибо это необратимые территориальные изменения, произошедшие в результате Второй мировой войны.
- Для возвращения Абрене сегодня существует не больше возможностей, чем для возвращения Тобаго и Гамбии, - сказал министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс.
И призвал выйти из виртуальной реальности и 'не заклеивать исторические раны пластырем договора о границе'.
Но 'пластырь' все равно упорно клеили и клеили. Все ораторы старались использовать полностью отведенные им для выступления 15 минут. И говорили, говорили, говорили... А потом проголосовали и приняли закон, уполномочивающий правительство подписать договор о границе с Россией в первом чтении, - 65 народных избранников проголосовали за, 26 против и не голосовали трое. И разошлись с чувством выполненного долга. При этом, несмотря на многочасовую дискуссию, никто никого ни в чем не убедил и каждый из политиков остался при своем мнении...
________________________________
Латвийско-российский договор: подписать нельзя отказать ("Delfi", Литва)
Заговоренный договор ("Telegraf", Латвия)
Как Латвия (не) отдаст Абрене ("Delfi", Латвия)