В рамках расследования дела об отравлении бывшего агента КГБ Александра Литвиненко российские детективы получат беспрецедентную возможность допросить российских олигархов, проживающих в Лондоне.
По данным Observer, министр внутренних дел Джон Рид (John Reid) подписал судебное поручение, позволяющее российским следователям работать в Великобритании.
Благодаря этому решению российские власти получат возможность допросить в связи с убийством Литвиненко главных критиков президента Путина, проживающих в Великобритании, и уже давно являющихся объектом их усилий по экстрадиции. Следователи Кремля, ведущие собственное расследование, параллельное британскому, составили список из нескольких десятков подозреваемых, в который входят богатые оппоненты Путина из числа российских эмигрантов.
Особый интерес Кремль проявляет к Борису Березовскому, бывшему нефтяному и медиамагнату и другу Литвиненко. Березовский обвинил российские власти в том, что они стояли за убийством Литвиненко - Кремль с возмущением отверг это обвинение.
В ходе приватизации в России он сделал себе состояние в 800 миллионов фунтов и шесть лет назад бежал в Великобританию. Москва пыталась добиться его выдачи - сначала по обвинению в мошенничестве, затем - на том основании, что он якобы планировал государственный переворот. Но британские власти, убежденные в том, что на родине его может ожидать преследование по политическим мотивам, дали ему политическое убежище. По мнению его адвокатов, это не позволит России добиться его экстрадиции по надуманным, как они считают, обвинениям в связи с делом Литвиненко.
Британские следователи стремятся вновь посетить Россию для продолжения расследования, поэтому если подтвердятся сообщения о том, что россияне получили возможность приехать в Великобританию, возникнут вопросы о торге, результатом которого могло стать это решение.
Диссиденты - противники Путина также хотели бы знать, будет ли работа российских детективов вестись в таких же жестких рамках, как работа их британских коллег, посетивших Россию в прошлом году. Британцам разрешили лишь наблюдать за тем, как российские следователи допрашивают подозреваемых и свидетелей. В минувшую пятницу газета 'Московский комсомолец' сообщила, что министерство внутренних дел дважды возвращало российской прокуратуре запрос на посещение Британии, ссылаясь на 'мелкие недоделки и несоблюдение общепринятых межгосударственных норм'.
Представитель российской генеральной прокуратуры вчера отказался от комментариев. Но источники в Москве сообщили, что трудности были преодолены, и путь в Британию российским следователям открыт.
Заместитель генерального прокурора России Александр Звягинцев заявил, что его следственная группа хочет допросить более 100 свидетелей и посетить десяток мест. Кроме того, российские официальные лица заявили, что следователи хотят поговорить с эмиссаром чеченских сепаратистов Ахмедом Закаевым, союзником Литвиненко и еще одним жестким критиком Путина.
На прошлой неделе лондонская полиция передала материалы дела об убийстве Литвиненко уголовному суду Великобритании. Сообщается, что британское правительство намеревается требовать экстрадиции российского бизнесмена Андрея Лугового по обвинению в отравлении. В конце прошлого года бывший офицер КГБ Луговой был допрошен детективами контртеррористического подразделения Скотланд-Ярда.
Он несколько раз встречался с Литвиненко - в том числе, 1 ноября в отеле Millennium на Гросвенор-сквер. Вскоре после этого Литвиненко почувствовал недомогание и 23 ноября скончался. В нескольких лондонских офисах и гостиницах, где был Луговой, а также в самолете, которым он летел, были обнаружены следы радиоактивного полония-210.
Луговой настаивает на своей невиновности и утверждает, что полиция допрашивала его только как свидетеля.
Представитель Березовского заявил, что олигарх готов к встрече с российскими следователями. 'Он сказал, что будет сотрудничать, если этого хочет британская полиция, - отметил он. - При условии, что с ним будут его адвокаты, а перед допросом россиян обыщут'.
_________________________________________
Грязное дело ("The Washington Post", США)
Жесткая самоуверенность России может оказаться контрпродуктивной ("The Times", Великобритания)