Предоставляя московскому гостю кафедру, ректор ЛУ Иварс Лацис представил его аудитории как лектора, каких еще не видели старые университетские стены: академик Российской академии наук, занимавший посты министра иностранных дел и даже премьер-министра России. Все это Евгений Максимович Примаков.
Лектор не остался в долгу и, обратившись к ректору 'ваше превосходительство', заверил его, что для него честь выступить в аудитории 'всемирно известного университета' с лекцией, тема которой 'Россия в сегодняшнем мире'. Надо отдать должное методическим навыкам академика: было отчетливо видно, что он прекрасно понимает ГДЕ и перед КЕМ он выступает. О чем бы он ни говорил, аудитория во всем, как в зеркале, видела проблемы своей страны. При этом никакой назидательности, пугалок или страшилок лектор не допускал.
Россия: стабильное развитие
Примаков обрисовал ситуацию в соседней России. Самое главное - внутреннее положение страны стабильно. Экономика устойчиво растет - без провалов и скачков. Стабильные 7% годового прироста ВВП - это в два раза выше, чем в среднем у развитых стран.
Естественно, россиян беспокоит то, что рост во многом обеспечивается не за счет промышленного производства, а за счет экспорта сырья. Поэтому два ключевых слова в нынешней экономике России - это диверсификация и инновации. А надежды связываются с фундаментальной наукой, которая в России всегда была сильна, а также с резким сокращением пути от результатов исследований до производства.
Примаков четко разделил современную историю России на два периода: 90-е годы прошлого века и первые годы нынешнего. Первый период он назвал догматическим неолиберализмом, когда власть свято верила, что рынок все сам расставит по местам и государству в экономику нечего вмешиваться. Догматики не помнили, что и в США времен президента Рузвельта, и в ФРГ времен канцлера Эрхарда государственной политикой было именно активное вмешательство в экономику и ее контроль для того, чтобы как можно эффективнее помочь народу, впавшему в нищету. Поэтому на втором этапе в доведенной до ручки России государственная политика приобрела социальную направленность, и заработали госпрограммы в образовании, жилищном строительстве, медицине и сельском хозяйстве.
Не обошел Примаков и две главные беды современной России. Первая - демографическая. Она не только в том, что смертность стабильно превышает рождаемость. Перепись 2002 года показала, что население восточных областей России всего за 13 лет сократилось на 16%. То есть народ кинулся в европейскую часть страны, в крупные города. Внутренняя эмиграция рабочей силы еще более негативно отразилась на второй беде - на снижении уровня благосостояния населения страны в целом. Разница в доходах 10% самых богатых по сравнению с доходами 10% самых бедных стала 15-кратной (а допустима 5- 7-кратная).
Мир: НАТО все агрессивнее
Видный международник, Примаков показал, что представляет собой мировая политика. И опять ненавязчиво обозначил в ней место Латвии, не упомянув ее.
Мир становится отчетливо многополярным. Кончились времена, когда мир играл по правилам, в которых главным был ответ на вопрос 'ты за нас или за американцев?'. Суммарный ВВП Китая и Индии уже превзошел ВВП Соединенных Штатов. Они самодостаточны, к ним тяготеют страны Азиатского региона. И при этом новый 'полюс' с Америкой не воюет, а только все активнее конкурирует на рынке.
А вот США все еще не отказываются от доктрины, позволяющей им на свое усмотрение выбирать страны, в отношении которых они в одностороннем порядке позволяют себе применять силу. По их понятиям, экспорт демократии. Примаков заметил, что экспорт демократии ничем не отличается от экспорта революции товарища Троцкого, поскольку не учитывает истории страны, культуры, религии, традиций и ментальности ее народа.
Односторонняя военная акция США в отношении Ирака привела к тому, что это государство уже не станет ни демократическим, ни светским, а только исламским, при этом шииты с суннитами в гражданской войне решат, какая ветвь ислама правильнее... Помогут им в этом тысячи бойцов 'Аль-Каиды', которые по сути уже правят там бал. И увеличение численности армии США, и само ее присутствие в Ираке - это путь в никуда. . .
Равно как и расширение НАТО, которое принимает угрожающий для россиян характер. Все прежние договоренности с Россией о нерасширении блоком забыты, более того, НАТО готов шагнуть в Азию. Правительство Израиля уже работает над рекомендациями по приему страны в состав блока. А системы ПРО и войска, которые НАТО размещает в Болгарии, Румынии, Чехии - это вообще путь назад, к временам 'холодной войны' и гонки вооружений.
Примаков уверил, что нынешняя Россия не СССР, поэтому на конфронтацию с НАТО не пойдет, будет педантичная 'притирка позиций'. Именно многополярность современного мира уже не даст втянуть Россию в гонку вооружений. Россия будет крепить экономику и улучшать жизнь своих людей, а кому нравится бряцать оружием - пусть бряцают...
Латвия: сначала договор о границе
И здесь Евгений Максимович впервые упомянул Латвию, сказав, что 'притирать' отношения Россия будет и с ней. Но прежде надо подписать договор о границе. И вот тогда, по его мнению, откроется простор в отношениях и во всех других областях, в том числе в экономике, в том числе по ее диверсификации и инновациям.
Что же касается проблем неграждан, в том числе русскоязычных, то это проблема в России вызывает искреннее удивление. Там не могут понять, почему проблема Латвии - страны Евросоюза - не решается по демократическим стандартам ЕС? Россия заинтересована в том, чтобы эти стандарты работали, а потому будет оказывать в этом Евросоюзу посильную помощь... Придет время, все решится, он, Примаков, в этом уверен, поскольку он оптимист.
После лекции перешли к вопросам из аудитории. Аудитория была в основном зрелая. Вопросы были разные, включая и такие, на которые аудитория и лектор реагировали смехом. Задавали их явно не преподаватели вузов, а недовольные люди, ждавшие от московского гостя конкретных решений их застарелых проблем.
Корреспондент 'Часа', сидя сбоку, наблюдал за реакцией студенческой молодежи, заполнившей балкон Большой аудитории. Она смеялась вместе с лектором. То есть была оптимистична, как и он.