Не успел Кремль уменьшить многомиллиардные дотации режиму Александра Лукашенко, как из официального Минска понеслись проклятия в сторону России и намеки на готовность повернуться лицом к Европе. Европа отреагировала немедленно. В Минск впервые за 10 лет прилетел председатель ПАСЕ Рене Ван дер Линден, а интервью Александра Лукашенко разместила немецкая газета Die Welt. Стороны обменялись ключевыми фразами. Александр Лукашенко сказал: 'Нам уже давно подбрасывают идею эту - объединение транзитных государств. И мы свои интересы будем вместе отстаивать. Тогда нас будет очень сложно и трудно развести'. И Минск услышал от Рене Ван дер Линдена: 'Я здесь для того, чтобы продемонстрировать готовность к диалогу'.
Значит ли это, что Александр Лукашенко навсегда отказался от восточного вектора своей политики, и антироссийские мантры сейчас прочно пропишутся в его лексиконе? По своей сути белорусский президент никогда не был ни пророссийским, ни антироссийским. Он рядовой автократ, освоивший в последнее время националистическую риторику, которому ближе всего режим, установленный Слободаном Милошевичем либо Фиделем Кастро.
Может ли первый и пока единственный президент Беларуси стать проевропейским? Безусловно. Он будет проевропейским ровно настолько, насколько это будет необходимо для сохранения режима его личной власти. И этим он ровным счетом ничем не отличается от других 'сукиных сыновей' Евросоюза. Можно сколько угодно говорить, что Владимир Воронин - вовсе не пронзительно-красный, а совсем по-европейски ярко-розовый, но Воронин все равно дважды в год будет возлагать венки к памятнику Владимиру Ленину и заявлять, что 'идеи Ленина живут и побеждают'. В 2005 г. президенты Литвы, Румынии, Украины и Азербайджана покорно ждали, пока Воронин под проливным дождем не уложит цветы к подножию постамента вождя мирового пролетариата и не скажет все положенные вождю слова. И только после этого ритуального возложения начался саммит так называемого 'прозападного объединения' ГУАМ.
Можно изо всех сил считать, что Муамар Каддафи под влиянием ЕС цивилизовался и отказался от терроризма, как метода решения политических проблем. Но болгарские медсестры по-прежнему остаются за решеткой ливийской тюрьмы, несмотря на всю немыслимую абсурдность выдвинутых им обвинений, и условия их освобождения государству-члену ЕС диктует 'оцивилизовавшийся' полковник.
Будет ли Лукашенко полезен Европе? Возможно. До тех пор, пока будет рассматривать возможный союз с ЕС как рычаг давления на Россию и получения новых преференций. Если выяснится, что этот рычаг не работает, либо для того, чтобы получать преференции, необходимо отвернуться от Европы и окончательно развернуться, к примеру, к Ирану или Венесуэле - он сделает это, не раздумывая. Европе останется утешаться только тем, что, вступая в переговоры с заявившим о смене ориентации Александром Лукашенко, не бросилась в объятия Минска сразу, а 'соблюла лицо', выдвинув условием переговоров освобождение политзаключенных.
_______________________________________________________
Источник: Источник: Rusko v globalni politice