From Economist.com
В этой войне воюют не фугасными бомбами и даже не газовыми трубопроводами, а рассказами о том и о другом. Сражения разворачиваются не на полях, а в самых фешенебельных районах Лондона, где проходят семинары, круглые столы и торжественные обеды и ужины. Таких горячих дискуссий о судьбах России в британской столице не было со времен Александра Герцена.
Самый крупный и богатый участник этих дискуссий - Кремль, точнее огромная масса связанных с ним деловых и политических интересов. Цель тех, кто продвигает его точку зрения, проста - восстановить репутацию России. Реальность (по их словам) показала, что апокалипсические прогнозы не сбылись - Россия не развалилась; напротив, она живет и развивается. Ее нефть и газ нужны и Европе, и всему миру, а против российской политики выступают выжившие из ума 'хладовоины', лицемеры с двойными стандартами, агенты врагов Владимира Путина или и те, и другие, и третьи вместе.
Что касается противного лагеря, то он делится на две группы. В одной правит бал скрывающийся в Великобритании российский олигарх Борис Березовский. Конечно, в абсолютных величинах его финансовый боезапас не сравнить с кремлевским, но зато все его ресурсы жестко заточены на нанесение противнику максимального ущерба. Путин (это позиция Березовского) - не просто диктатор, но еще и убийца. В 1999 году российские спецслужбы организовали взрывы в жилых домах в Москве, в результате которых погибло множество людей. Эти взрывы сформировали в стране атмосферу страха, в которой человеку 'оттуда' Владимиру Путину было легко взять власть в свои руки. Тех, кто выступает против них, они безжалостно убивают. Одной из их жертв стал подручный Березовского Александр Литвиненко, в прошлом году отравленный радиоактивным полонием в одной из гостиниц Лондона.
Над другим антикремлевским лагерем реет знамя Михаила Ходорковского, некогда нефтяного магната, а сегодня - заключенного сибирской тюрьмы, отбывающего срок за мошенничество и хищения, которые, по словам его сторонников, ему просто 'пришили'. Здесь используются два основных тактических приема: постоянно рассказывать о тяжелом положении своего символа и финансировать исследовательские и аналитические работы, работающие в пику претензиям Кремля на респектабельность.
Враг моего врага... мне все равно не друг
Между антикремлевскими лагерями нет сотрудничества. Гвардия Ходорковского считает Березовского олицетворением всего того неправильного, что происходило в России в 90-е годы, а 'своего олигарха' - символом современного бизнеса, затоптанного в грязь алчными громилами из Кремля. К тому же, от обсуждения чеченского вопроса они уклоняются, в то время как Березовский открыто ассоциирует себя с чеченским движением. А для пропагандистов Кремля все едино: Березовского они объявляют симпатизантом террористов, а Ходорковского - своекорыстным жуликом.
Надо отметить, что в лондонском финансовом мире, часто страдающем приступами слепоты, когда речь заходит о морали, кремлевские аргументы смотрятся весомее. Брокеры, банкиры, юристы, бухгалтера и PR-chik'и (это русское слово не надо путать с английским 'PR chicks') делают на российских компаниях выгоднейший бизнес (да и chicks тоже не остаются внакладе). Русские лондонцы из прокремлевского лагеря наладили теснейшую дружбу с мэром столицы и на свои деньги устраивают весьма популярные и веселые зимние праздники на Трафальгарской площади.
Главный союзник Кремля в этой битве - это, безусловно, денежная волна, накрывшая Лондон, причем вне зависимости от того, как тратятся ее запасы - с пользой (как в случае с упомянутыми нами зимними гуляньями) или без (как практически во всех остальных случаях). Как выразился один бывший советолог, успешно переквалифицировавшийся в банкиры, 'сегодня никому не интересно быть русофобом - это плохо для бизнеса'.
Но свои достижения есть и у оппозиции. Настоящей катастрофой для Кремля стало убийство Литвиненко: британские СМИ с удовольствием вытащили из сундука все клише времен 'холодной войны'. Скорее всего, это все-таки сработал условный рефлекс, но надо сказать, что жесткая обструкционистская позиция, впоследствии занятая российскими чиновниками в отношении британских следователей, весьма и весьма ему поспособствовала.
На этой неделе в Великобритании впервые выходит в свет книга "ФСБ взрывает Россию" (Blowing Up Russia), написанная пять лет назад Литвиненко в соавторстве с Юрием Фельштинским, в которой утверждается, что взрывы жилых домов в Москве были организованы властями. Пресс-конференция, посвященная выходу книги, была неожиданно отменена из-за неких угроз в адрес Фельштинского, о которых заявили организаторы.
Грабеж, которому подверглась компания Shell на сахалинских газовых месторождениях, и перспектива такого же налета на BP на самом деле сработали против Кремля.
В общем, Деньги Лондона сегодня относятся к России скорее хорошо. Мыслители Лондона - хуже и хуже. Бой продолжается.