Риторика американских и российских политиков вернулась во времена холодной войны. После выступлений главы Пентагона Роберта Гейтса, заявившего, что США должны быть готовы к войне с Россией, депутаты Госдумы призвали к смене военной доктрины страны. Эта пикировка продолжилась на Мюнхенской конференции по политике международной безопасности, где с необычно резкой речью выступил президент России Владимир Путин.
Россия в качестве мишени
В минувший четверг глава Пентагона Роберт Гейтс, выступая перед конгрессом в защиту нового бюджета США, предусматривающего крупные военные расходы, заявил: "Нам необходим полный спектр средств для ведения войны, включая спецподразделения по борьбе с терроризмом, а также наземные войска для борьбы с большими армиями. Мы не знаем, как может измениться ситуация в таких странах, как Россия, Китай, Северная Корея, Иран и другие".
Цитата главного американского военного немедленно была растиражирована тысячами мировых масс-медиа с пометкой "Сенсация". По мнению ряда аналитиков, Роберт Гейтс своим выступлением выпустил джинна из бутылки. Сразу несколько депутатов Госдумы РФ призвали к немедленному изменению военной доктрины России: размещению ПРО вдоль границ Федерации и увеличению военных расходов. Нашлись и горячие головы, потребовавшие разрыва любых отношений "со страной, которая готовится к войне с Россией".
Затрещиной на затрещину
Жесткий диалог между Вашингтоном и Москвой продолжился в выходные на 43-й Международной конференции по политике международной безопасности в Мюнхене. В ней приняли участие главы государств и правительств, министры иностранных дел и обороны, парламентарии и видные эксперты из более чем 40 государств.
Конференцию открыло выступление президента России Владимира Путина, которое, как считают западные агентства, уже с первых фраз приняло угрожающий характер. Начал же российский президент с того, что обвинил США в имперской политике. "Чуть ли не вся система права ... США перешагнула свои национальные границы по сути во всех сферах: и в экономике, и в политике... Однополярный мир - это мир одного хозяина, одного суверена, что, в конечном итоге, губительно не только для тех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри", - заявил Путин.
Коснулся президент России и темы, непосредственно связанной с выступлением Роберта Гейтса, - размещения системы ПРО в Европе. Президент напомнил, что "ракетного оружия, реально угрожающего Европе, нет ни у одной из так называемых проблемных стран и в перспективе не появится". Напомнил президент американцам и о том, что единственным механизмом принятия решений о применении силы может быть ООН. "Почему же сейчас при каждом удобном случае нужно бомбить и стрелять?" - вопросил докладчик. Продолжающееся расширение НАТО Путин назвал "серьезным провоцирующим фактором", впрочем, детали возможных ответных действий России не раскрыл.
Ностальгия по холодной войне
Вчера же слово в рамках Мюнхенской конференции было предоставлено главе Пентагона. Вопреки ожиданиям аналитиков, считавших, что Гейтс попытается сгладить впечатление, произведенное его речью перед конгрессом, главный американский военный лишь ужесточил риторику. Комментируя выступление на конференции Владимира Путина, Гейтс сказал, что оно "почти вызвало у него ностальгические чувства" по временам холодной войны. Однако, по его словам, "все шпионы говорят напрямую". "Я тоже был шпионом, но потом меня послали на переподготовку", - добавил главный американский военный.
Говоря об отношениях НАТО с Россией, Гейтс сказал: "Россия - партнер во многих отношениях, но иногда нас удивляет политика России, которая противоречит международной стабильности - например, передача оружия, а также использование энергоресурсов для оказания давления". Глава Пентагона заявил, что России не следует бояться "продвижения НАТО к ее границам". Поскольку, по его словам, это "продвижение демократических стран" и, кроме того, "существует реальная необходимость экспорта безопасности за пределы границ Североатлантического альянса".
____________________________
Путин бросил перчатку Западу ("The Financial Times", Великобритания)