Владимир Путин заканчивает переделывать Россию. Начатая им во время его семилетнего правления, но мало кем замеченная революция уже приближается к концу, и созданный сильный аппарат власти скоро закончит эру демократии. Уже сейчас В.Путин является всемогущим правителем. А для того, чтобы власть была еще сильнее, президент принялся переделывать и парламент - через год в российской Думе останется только две партии - и обе будут поддерживать президента.
Большая часть населения России совсем не против этого. Русские хотят видеть Россию как самое сильное государство в мире, с развитой экономикой и мощными вооруженными силами. Идеи оживления русской культуры и народного духа, соблюдение демократических норм и прав человека для них только второстепенные проблемы. Поэтому чуть ли не наиболее встречающийся вопрос, когда президент России собирается отвечать на телевидении своему народу: 'Что будет с нами, когда вы покинете Кремль?' И каждый раз российский президент успокаивает сограждан: 'Все будет хорошо'.
Такие 'разговоры с народом' - часть навязываемой демократии В.Путина. Неважно, что эти вопросы заранее отбираются, а счастливчики, получившие право спросить, зачитывают вопрос с листочка. Такая форма демократии сейчас интенсивно создается в Кремле, хозяин которого решил, что после ограничения свободы СМИ и взятия контроля над сектором энергетики пришло время 'реформировать' и политическую систему страны. С 1 января этого года вошли в силу горячо поддержанные Кремлем поправки к Закону о политических партиях.
Сейчас каждая группа людей, желающая называться партией, обязана доказать, что ее поддерживают минимум 50 000 граждан в разных регионах Российской Федерации. Кроме того, все партии обязаны перерегистрироваться. До этого времени это успели сделать только 9 партий из 35, заявки 8 партий были отклонены. Встречались случаи, когда представители милиции ходили по квартирам жителей спрашивая, действительно ли они поддерживают ту или иную партию. Это испугало людей. Об этом осмелилась заговорить все еще имеющая много сторонников Коммунистическая партия, но и она не чувствует себя в безопасности, потому что рассказавший об этом ее представитель попросил не упоминать его имени.
А ведь когда в конце 1999 года Борис Ельцин решил объявить В.Путина своим приемником, 'семья' президента протестовала - маленький, с холодными глазами и неприятной улыбкой. С такой харизмой и всей жизни не хватит, чтобы добиться склонности хотя бы 20 проц. населения России. Но Б.Ельцину важнее всего была лояльность и послушность, а так же то, что его приемник гарантировал бы, что его 'семья' останется нетронутой. В.Путин это пообещал.
Свое обещание он исполнил. С головы 'семьи' не упал ни один волос. Но хотя он и остался лояльным, от послушности нет и следа. В администрации президента уже днем с огнем не найдешь людей Б.Ельцина, а современная Россия совсем непохожа на ту, какой ее оставил бывший президент. Демократия превратилась только в вывеску на фасаде, а вся власть оказалась в руках одного человека.
Как и каждый политик, сделавший очень быструю карьеру, В.Путин в Москве чувствовал себя одиноким. У него не было тыла, людей, которым можно доверять. Именно поэтому он стянул в Кремль две группы друзей из старых времен - бывших коллег из мэрии Санкт-Петербурга и товарищей по оружию из КГБ и Федеральной службы безопасности (ФСБ). Проведенные известным российским социологом Ольгой Крыштановской исследования показывают, что сегодня представители специальных служб занимают 70 проц. постов во всех структурах власти. Это в принципе изменило систему российской верхушки.
Теперь переделка государства по рецепту В.Путина уже почти окончена. А этот рецепт - авторитарное виденье, в котором собраны три любимых девиза президента: вертикаль власти, управляемая демократия и 'кадры решают все'. Последний одолжен у Иосифа Сталина.
Первый - это административная вертикаль, которая волю главы государства спускает до самого низкого эшелона власти, т.е. каждой губернии, города, района, самой глухой сибирской деревни. Второй - гарантирует, что каждый элемент этого аппарата на своем уровне должен контролировать политическую активность общественности и, если понадобится, регулировал бы ее, спуская директиву. Ну, а самым главным свойством кадров является преданность и послушность.
В.Путин избегал открытой чистки кадров. Он выбрал другой подход: начал создавать неофициальные структуры, дублирующие государственные учреждения. Так появился первый и наивысший уровень системы власти В.Путина - президентский Совет безопасности, настоящая копия Политбюро ЦК КПСС, которая сегодня в России принимает все решения. Члены этого супероргана собираются каждую субботу и решают, что делать. Если есть надобность, вызывается тот или иной министр.
Чтобы принятые Советом безопасности решения исполнялись, Кремль покусился на права губернаторов. Государство было разделено на семь подвластных Москве федеральных структур с собственным бюджетом и бюрократическим аппаратом в полторы тысячи работников, во главе которых стоят назначенные президентом люди.
После кровавых событий Беслана Кремль окончательно уничтожил независимость губернаторов, заменив выборы на назначение президентом. Теперь В.Путин взялся за последний этап вертикали власти - Государственная Дума уже размышляет на законом, который отменит выборы городских мэров. Их тоже будет назначать президент. Самоуправление исчезнет, а власть будет полностью централизована.
Но наибольшую опасность российской демократии вызывает то, что в Думу могут попасть только те партии, которые во время выборов перешагнут 7-процентный барьер. Это требование для большинства политических группировок перекроет дорогу в российский парламент.
Такое покушение на партийную систему - не единственная новинка на политической сцене России. Поддерживающая В.Путина 'Единая Россия' - официально правящая партия, созданная перед самыми выборами 2003 года из объединения двух конкурирующих между собой партии. Для того, чтобы сохранить видимость плюрализма кремлевские технологи помогли появиться и оппозиционной партии 'Родина', в которую объединились почти 30 небольших группировок с ясной националистической левой программой.
'Единая Россия' выиграла выборы благодаря популярности В.Путина, а покорная оппозиция оказалась никому ненужной. Во время выборов 'Родину' обошли не только коммунисты, но и российская партия либерал-демократов. С тех пор В.Путин старался отмежеваться от 'Родины' насколько это только возможно, так, по крайней мере, утверждает 'Новая газета'. Хотя 'Родине' и не удалось одолеть другие партии, во время выборов она собрала 9,2 проц. голосов и принялась за независимую от Кремля политику.
Поэтому уже в прошлом году блоку 'Родины' не было разрешено участвовать в выборах местной власти в Москве. Было объяснено, что он вычеркнут из списка из-за 'озвучивания расистских призывов'. Но в 2003 году те же самые призывы для избирательной комиссии было совершенно приемлемы. Эксперт Московского фонда Карнеги Николай Петров это назвал коротко: 'Конец 'Родине''.
Но проигрыш 'Родины' не охладил кремлевских стратегов. По словам руководителя московского мозгового центра (think tank) 'Панорама' Владимира Прибыловского, 'Путин все еще хочет иметь свою левую партию, которая заполнила бы пустоту, появившуюся рядом с правоцентристской партией 'Единая Россия''. Поэтому за 13 месяцев до выборов создание российской оппозиции начало приобретать ускорение.
Кремль смог воспользоваться авантюризмом лидеров оппозиции и новым Законом о политических партиях. Главам российских партий 'Жизнь' и 'Родина' пришлось уйти с постов после того, как они подрались в студии Екатеринбургского телевидения во время прямого эфира. Бывший лидер партии 'Жизнь' Евгений Ройзман позже жаловался печати, что занимающий высокий пост кремлевский чиновник ясно дал ему понять, что его партии будет нелегко зарегистрироваться, если он не уйдет в отставку. После чего обе эти партии Кремль пополнил своими людьми и перенял контроль.
Так 28 октября, после длившихся двух месяцев 'программных переговоров', за которыми внимательно следил самый главный идеолог Кремля и заместитель руководителя канцелярии Президента Владислав Сурков, появилась новая 'оппозиция' - 'Партия Жизни' и 'Партия Пенсионеров' объединились с 'Родиной' под названием 'Справедливая Россия'. В ее главе встал союзник В.Путина и его покорный соперник во время президентских выборов 2004 года Сергей Миронов.
С.Миронов уже тогда славился преданностью Кремлю. 'Мы все хотим, чтобы Владимир Путин был избран на еще один срок. Когда лидер идет в бой, мы не можем его оставить. Мы обязаны всегда его поддерживать!' - кричал он что есть мочи на одном из митингов во время выборов. Он так старался найти как можно больше сторонников В.Путину, что собрал только 0,75 проц. голосов избирателей. Благодарный президент сделал С.Миронова председателем Совета Федерации России.
Поэтому новый лидер 'оппозиции' хорошо знает, что и как должен делать и какова его роль в истории России. 'Гарантирую, что мы пойдем в ту сторону, в которую нам показывает наш президент Владимир Путин. Но в то же время мы понимаем, что ни одна партия не должна иметь монополию в воплощении президентской программы. Пойдем по пути Путина и не позволим от него отклониться, когда Путин отстранится от власти', - говорил С.Миронов, подводя итоги учредительного съезда партии 'Справедливая Россия'.
Отсеивание партий, а так же предусмотренный 7-процентный барьер будут гарантировать, что в декабре этого года в Думу попадут представители только двух партий - правоцентристской 'Единой России' и левой 'Справедливой России'. Коммунисты, либералы и демократическая оппозиция будут вытолкнуты из Думы, т.е. в России воцарится двухпартийная система, которая создаст только видимость демократии, потому что вместо настоящего спектра политических партий будет две преданные Кремлю номенклатурные группировки.
'В нормальной демократии программы борющихся между собой партий настолько же разные, как меню ресторана. Можно выбрать гуся с яблоками или яичницу. Есть выбор. Между тем в России Кремль станет править всем рестораном, - сказал Н.Петров. - И дальше можно будет выбирать, но уже из меню, составленного властью. Если кто-нибудь захочет предложить что-нибудь новое, шеф-повар ответит, что в меню уже включены все возможные блюда'.
Но Владимир Путин считает иначе. 'Появление партии 'Справедливая Россия' - доказательство того, что растет созидательный потенциал российской общественности', - написал он в поздравительной телеграмме. И, понятно, этой придуманной в Кремле партии непопулярность точно не грозит. Ведь большинство русских поддерживает политику В.Путина и в то же время утверждают, что являются приверженцами левых взглядов. Для привлечения этого левого электората В.Путина и была создана 'Справедливая Россия'.
По утверждению руководителя Российского независимого статистического центра Юрия Левады, как только появилась эта новая партия, ее уже поддерживало 7 проц. избирателей. Это больше, чем поддерживало партии, из которых она была сделана. И эта поддержка будет увеличиваться. 'Ведь популярность партии в России зависит от того, с кем В.Путин показывается на телеэкране. И конец тем, о ком он открыто говорит, что они играют в нечистые игры, или еще хуже - что занимаются нечистым бизнесом. Если власть скажет, что поддерживает 'Справедливую Россию', люди тоже будут ее поддерживать', - утверждает политолог Олег Савельев.
Как наилучший шаг в этой игре оценивается привлечение электората 'Партии пенсионеров', потому что эта группа общественности в России составляет 20 проц. всех избирателей. Это огромная масса, в которую входят ветераны войны и инвалиды, люди, получающие пенсию по старости, но еще работающие, и старики. А убедить их, что новая партия заботится об их интересах, будет не очень трудно, потому что большинство из них скучают по твердой руке.
Но Кремль точно бы не взялся за все эти игры, если бы, укрепляя тыл президента, не нужно было бы сохранять фасад демократии, без которого Европа и мир не захочет иметь с ним дел.