Объявление 'холодной войны' - так многие охарактеризовали выступление президента России Владимира Путина на Мюнхенской конференции по безопасности.
Не понимаю удивления некоторых латвийских комментаторов словами Путина. В принципе, то же самое, что Путин изложил в воскресенье в Мюнхене, во вторник на прошлой неделе рассказал на лекции в Латвийском университете Евгений Примаков, одна из задач которого заключалась в ознакомлении латвийской публики с геополитической доктриной России.
Ту же задачу выполнял на Мюнхенской конференции по безопасности и президент России. Однако Путин дополнил сказанное Примаковым. Российский президент пообещал, что на размещение американских систем противоракетной обороны у границ России Москва ответит не симметрично (то есть созданием и размещением альтернативных систем), а асимметрично, заменив вооружение на новое, соответствующее технологическим условиям. К тому же Путин заявил: Россия впредь не будет соглашаться с тем, что вопросы международной безопасности решает НАТО, а не ООН.
После того, как представители США упрекнули Путина в поставке баллистических технологий Ирану, российский лидер парировал: технологии и комплектующие для военной авиации Ирану поставляли и по-прежнему поставляют европейские страны и даже США.
Дискуссия Путина и министра обороны США Роберта Гейтса выглядела смешно. Какие дебаты могут быть между главой государства, который за год до выборов отчитывается только перед самим собой и который на месте может принять решение о разглашении секретной информации? (Путин, говоря о том, что США отрицают разработку технологий для новых наступательных вооружений, сказал: 'Мы знаем, что США разрабатывают такие системы'). Гейтс - подчиненный президента, его действия ограничены бесконечными регулирующими режим секретности инструкциями и законами, любую импровизацию на тему которых нужно согласовывать с президентом США.
Путин не объявлял 'холодную войну'. Он в своем своеобразном стиле заявил миру, что Россия очнулась от комы, в которой она находилась после распада СССР, и хочет, чтобы ее уважали как ядерное государство и как контролирующую энергоресурсы сверхдержаву, у которой есть свои интересы. Удивляет не выступление Путина. Удивляет то, что комментаторы демократических государств стремление России к равноправию воспринимают как объявление 'холодной войны'.
________________________________________
Путин и Буш готовы начать II мировую 'холодную войну' ("La Cronica", Мексика)
Владимир Путин: Великий и Ужасный ("Telegraf", Латвия)