Холодный душ, обрушенный президентом России Владимиром Путиным на Соединенные Штаты в прошедшие выходные на международной конференции в Мюнхене, не должен вызывать удивления. В конце концов, сам Путин и ряд других российских высокопоставленных лиц, в том числе министр обороны Сергей Иванов (один из "официальных" возможных преемников) и начальник Генерального штаба Юрий Балуевский, уже говорили подобное в прошлом.
Список обвинений, предъявленных Путиным Соединенным Штатам и Западу, состоит из большого количества пунктов. Главная жалоба заключается в том, что американская сверхдержава преследует цели своей внешней, военной, культурной и экономической политики в одностороннем порядке, не обращая внимания на международное право и игнорируя Организацию Объединенных Наций (в которой Россия имеет право вето). Президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) мог бы гордиться. Но Россия идет еще дальше.
Путин обвинил США в расширении НАТО к российским границам и в размещении по "пять тысяч штыков" на передовых базах в Румынии и Болгарии. Он подверг критике планы США по строительству баз противоракетной обороны в Центральной Европе, вероятно, в Польше и Чешской Республике, осмеяв заявления о предназначении этих баз для защиты против иранских или северокорейских ракет. Путин открыто сказал, что эти базы ПРО предназначены для нейтрализации возможности нанесения ответных ядерных ударов Россией - что является дестабилизирующим фактором для ее ядерной доктрины.
Кроме того, он обвинил Вашингтон в несоблюдении обязательств, зафиксированных в договорах о ядерном разоружении, и в попытке спрятать сотни ядерных боезарядов на складах, "под подушкой и под одеялом".
В дополнение ко всему этому Путин обвинил политику США в провале усилий по недопущению распространения ядерного оружия, намекая на оправдание усилий Северной Кореи и Ирана по созданию оружия массового поражения. (Должно быть, речь идет о том, что Договор о ядерных силах средней и меньшей дальности не распространяется на эти страны - прим. перев.)
Путин разнес в пух и прах членов НАТО за отказ ратифицировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе; раскритиковал Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе за продвижение демократии; предупредил о негативных последствиях предоставления независимости Косово; и отверг критику Запада в отношении нарушения прав человека в России.
Путин с ностальгией отозвался о двухполярном мире, в котором США и СССР сдерживали друг друга ядерной угрозой, известной как принцип гарантированного взаимного уничтожения. Многие российские и западные эксперты оценили речь Путина как объявление новой "холодной войны".
Назад в будущее?
У речи Путина есть ряд внутренних и международных "первопричин", которые вместе складываются в картину того, как Россия пытается добиться стратегического равенства с США и определяет свою национальную идентичность в противостоянии Западу.
Хотя русские с энтузиазмом восприняли частный бизнес, дизайнерские бренды и отдых на испанских курортах, они не торопятся усваивать плюралистические ценности, поддерживать свободу слова и прессы и защищать права человека. По сравнению с западными стандартами России еще очень далеко до верховенства закона.
За несколько лет активной антиамериканской и антизападной пропаганды в проправительственных и националистических СМИ в стране выросло поколение националистически настроенных россиян, отрицающих либеральные ценности. Около 60 процентов опрошенных в ходе проведенного недавно опроса общественного мнения поддержали лозунг "Россия для русских".
Постоянное националистическое и антиамериканское промывание мозгов построило мост между советским державным шовинизмом и новой российской самоуверенностью, подпитываемой огромными нефтяными прибылями и национализмом.
Конструкция "Америка - враг" укрепляет законность существующего режима, возглавляемого в основном бывшими офицерами КГБ, как защитника Матери-России. Он отказывается полностью интегрировать Россию в мировое экономическое и политическое сообщество, как предположил в январе 2007 года в выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе другой официальный "возможный преемник" вице-премьер Дмитрий Медведев. В следующие пять лет Россия планирует потратить 189 миллиардов долларов США на срочную модернизацию армии. Программа, о которой 8 февраля этого года объявил министр обороны Иванов, включает принятие на вооружение новых атомных подводных лодок, авианосцев, сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков "Ту-160" и создание истребителя пятого поколения. Эта программа однозначно направлена на достижение баланса с военной мощью США, а не на борьбу с террористами в горах Кавказа. Ей в качестве главного противника нужны Соединенные Штаты.
Россия также пытается занять нишу на рынке продажи оружия, особенно государствам-изгоям и странам, близким к подобному статусу. Россия является крупнейшим поставщиком оружия Китаю и Ирану, она подписала договор о поставках вооружений на сумму в 3 миллиарда долларов с президентом Венесуэлы Уго Чавесом (Hugo Chavez), несмотря на возражения США, и заигрывает с ближневосточными покупателями.
Россия счастлива тем, что она подыгрывает арабскому и мусульманскому антиамериканизму и что она дает понять, что США, сталкивающиеся с серьезными проблемами в Ираке, не имеют эксклюзивного стратегического влияния в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. Москва вернулась - с местью - в самый важный в плане энергоресурсов регион мира. И не случайно речь была произнесена в преддверии исторического визита Путина в Саудовскую Аравию - первого визита российского или советского лидера в эту страну - а также в Катар и Иорданию, которые являются союзниками США в регионе.
Куда двигаться дальше?
С точки зрения Вашингтона, Путин выбрал для своей речи самое неподходящее время. Сейчас, когда ситуация в Ираке остается неопределенной, а Иран продолжает делать резкие заявления, шансы на сотрудничество России в усмирении ядерных амбиций Тегерана уменьшаются. В декабре 2006 года, во время обсуждения резолюции Совета Безопасности ООН N 1737 Россия отказалась оказать необходимое давление на Иран, и может отказаться снова, когда через несколько недель Совет Безопасности снова будет рассматривать иранское досье.
Более того, Путин дает понять, что Россия желает быть во главе антиамериканского лагеря в Европе и на Ближнем Востоке, а также от Каракаса до Пекина. Россия подкрепляет свою риторику не только военной, но и экономической мощью: Путин открыто поддержал идею духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи (Ali Khamenei) о создании газового картеля наподобие ОПЕК. Посмотрим, будет ли создана подобная коалиция, и не превратится ли она в военный союз.
Что Вашингтон должен делать?
Образ новой "холодной войны", возможно, будет слишком упрощенным для описания нового миропорядка. Совершенно очевидно, что посткоммунистический медовый месяц закончился и похоронен. Пора произвести реалистичную переоценку взаимоотношений.
Соединенные Штаты должны избегать словесной конфронтации с Москвой. Дела, а не слова, должны дать понять Кремлю, что США и их союзников не запугать, и что Вашингтон при этом не заинтересован в возобновлении вражды.
США должны продолжать сотрудничество с Россией по вопросам, представляющим важность для обоих государств, таким, как энергоресурсы, проблемы нераспространения и космоса.
Также настало время наводить мосты с потенциальными союзниками России для недопущения возникновения антиамериканского блока. США должны также обратиться к своим традиционным союзникам в Европе и других регионах с призывом признать изменение геостратегического баланса в восточном полушарии, совместно развивать оборонительные возможности и сотрудничать в сфере обеспечения энергетической безопасности для потребителей.
И это, конечно, не конец истории, а лишь продолжение старой тяжелой игры.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник аналитического центра Heritage Foundation, специалист по проблемам России, Евразии и энергетической безопасности
___________________________________________________________
Путин резко выступил против внешней политики США ("The Financial Times", Великобритания)
Мировоззренческая концепция господина Путина ("The Washington Post", США)