Вполне понятно, почему Владимир Путин в ходе своего визита в Саудовскую Аравию особое внимание уделил переговорам о потенциальном сотрудничестве обеих стран в области ядерной энергетики. Также не вызывает удивления заявление Путина, что Россия намерена 'расширять конструктивное взаимодействие с мусульманским миром'.
Это следует рассматривать в контексте двух последних тенденций. Во-первых, члены Содружества стран Персидского залива (AGCC) приняли решение о разработке собственной мирной ядерной программы. Во-вторых, сам Путин не скрывает своей решимости усилить роль России на международной арене и наладить тесные связи с ближневосточным регионом, где когда-то позиции Москвы были сильны.
Предложение обладает здравым экономическим смыслом. Члены Содружества стран Персидского залива не могут рассчитывать до бесконечности использовать только ископаемые виды топлива. Им необходимы альтернативные источники энергии, и ядерная энергия является наиболее подходящей с точки зрения рентабельности и экологичности. Москва обладает нужными технологиями, и ряд стран, например Иран, сотрудничают с Россией в этой области.
Не стоит также упускать из виду политическое значение визита Путина и стремление обеих сторон развивать сотрудничество. Сейчас Путин настроен решительно, как явствует из его жесткой речи на конференции в Германии, направленной против унилатералистской политики Америки. Совершенно очевидно, что Путин понимает, что во всем мире, а в ближневосточном регионе особенно, зреют антиштатовские настроения. Арабский мир сейчас переживает сложное и смутное время. Длительное сотрудничество арабских государств с Америкой не пошло им на пользу с многих точек зрения. В регионе сложилось мнение, что им навязывают решения по многим позициям, в то время как палестинский вопрос все еще не урегулирован, а на горизонте возникают другие проблемы. Поэтому арабские аналитики все более укрепляются во мнении, что настало время для стран Ближнего Востока пересмотреть свою стратегию и начать устанавливать новые дружеские связи.
В нашем мире ничто не стоит на месте. Положение дел должно меняться с течением времени. Однополярный мир не является постоянной величиной. Со временем ему придется измениться. И это тоже имел в виду Путин. Поэтому новое сотрудничество, новые связи, которые не обязательно должны создаваться в ущерб старым, совсем не плохая идея.
______________________________________________
Лицемерие Путина ("The Boston Globe", США)
Задетое самолюбие Путина ("New York Post", США)
Chutzpah в переводе на русский значит 'наглость' ("The Wall Street Journal", США)