Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Демократия по Путину

Демократия по Путину picture
Демократия по Путину picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин начал преследовать, а затем раздавил, как мух, горстку спекулянтов постсоветского периода: одни теперь в колонии, другие - в изгнании. Он вернул активы в лоно государства и превратил их в рычаг своей внешней политики, параллельно используя непрозрачные схемы, чтобы перераспределить часть этих активов. Недавняя антиамериканская речь, которую произнес в Мюнхене Путин, и его последующее нефтяное турне по странам Персидского залива красноречиво свидетельствуют о приоритетах президента

Второй президентский срок Владимира Путина, который в первый раз был избран в 1999 году (так в тексте - прим. пер.), и переизбран в 2004-ом, заканчивается в 2008 г. Уступит ли президент Российской Федерации свое место преемнику, избранному всеобщим голосованием?

Действующая конституция обязывает его поступить именно так, но он может внести в нее соответствующие изменения, поскольку в Думе его поддерживает абсолютное большинство. Создается впечатление, что пока еще он колеблется между провозглашаемой приверженностью конституционным нормам и желанием упрочить режим 'управляемой демократии', созданный им после хаоса ельцинской эпохи и крушения советского строя в 1990 году.

Президент воспользовался ростом цен на нефть и, в особенности, на газ, по производству которого Россия занимает первое место в мире, и успешно возродил авторитет российского государства. Путин даже и не пытался сдерживать капиталистический рост, он поставил его на службу политической власти. Ельцин, при полной поддержке Соединенных Штатов, положил начало периоду неограниченной либерализации и захвата сырьевых активов промышленными баронами, которые не думали ни о чем, кроме собственного обогащения.

Путин начал преследовать, а затем раздавил, как мух, горстку спекулянтов постсоветского периода: одни теперь в колонии, другие - в изгнании. Он вернул активы в лоно государства и превратил их в рычаг своей внешней политики, параллельно используя непрозрачные схемы, чтобы перераспределить часть этих активов. Недавняя антиамериканская речь, которую произнес в Мюнхене Путин, и его последующее нефтяное турне по странам Персидского залива красноречиво свидетельствуют о приоритетах президента.

Зато, с точки зрения внутренней политики, путинская Россия после разрухи 1990-х годов, когда государство чуть не пошло ко дну, приобрела почти имперское достоинство. Русские в силу своей выносливости быстро приспособились к новому положению вещей - не впервой же! Им пришлось по душе восстановление роли государства, поскольку это обеспечивает наличие порядка внутри страны и снижает вероятность внешней угрозы.

Тем не менее, управляемая демократия обходится недешево. Запад, глядя на обаятельного Горбачева, мог тешить себя надеждами, что на смену коммунистической системе придут рыночная экономика и демократия - тщетно! Слов нет, рынок растет, как на дрожжах, особенно финансовый. Перри Андерсон (Perry Anderson) в 'London Review of Books' (январь 2007) привел слова Путина, который призывал немцев не бояться российских инвесторов: 'Те, кто сейчас хочет прийти в Германию и в Европу, - это не Красная армия. Это такие же капиталисты, как и вы. . .'.

Вот только после ослабления правовых норм в стране начался беспредел, и государственная олигархия захватила основные природные богатства. Наблюдается возмутительное безразличие к уровню жизни народа и развитию промышленной системы малых предприятий. Таким образом, речь уже не идет о советской иллюзии страны как единственной военной державы, но России еще далеко до западного идеала рыночной системы, во главе угла которой находятся интересы всего общества.

Что же касается демократии и ее ценностей, то Путину безразличны права человека, участие общества в жизни страны, правовое государство. Его 'управляемая демократия' терпимо относится к выборам, но не к партийному плюрализму.

Путин рассуждает о правах человека, но на деле душит их полицейскими репрессиями, не говоря уже о бесчинствах армии в Чечне. В своей мюнхенской речи российский президент курил фимиам праву, но праву международному, а не его демократическим истокам - народу или его представителям.

Российское общество также вызывает обеспокоенность, достаточно взглянуть на состояние, в котором находится культура и общество. По сравнению с советской эпохой капиталовложения в высшие учебные заведения и исследовательские центры незначительны, СМИ как нигде в мире грешат погоней за звонкой монетой и поверхностными материалами. 'Класс интеллектуалов', который являлся движущей силой перемен и модернизации с эпохи Петра Великого до времен СССР, при Ельцине страдал от коррупции, а при Путине - от полицейского надзора. Снижение продолжительности жизни и уровня рождаемости отражает демографические проблемы России, расположенной между многолюдной объединенной Европой и густонаселенным Китаем.

Несмотря ни на что, Россия - держава, с которой можно иметь дело во всех смыслах этого слова. Европа и Соединенные Штаты предоставляют ей большой кредит доверия. Кроме того, страна в своем настоящем развитии опирается на модели западных демократий. Виртуализация политики манипуляторами, стоящими у власти, посредственность оппозиции и критической мысли, избыточное рыночное неравенство: те же самые обвинения можно предъявить и Европе. Путин же использует эти процессы, как истинный адепт боевых искусств, коим он и является.

______________________________________________

'Управляемая демократия' - новый экспортный товар России ("Toronto Star", Канада)

Драконовская демократия Путина ("United Press International", США)