Майкл Спектер (Michael Specter)
Известный американский журналист, специализирующийся на международных вопросах. В середине 90-х возглавлял московской бюро The New York Times. Был автором ярких репортажей о войне в Чечне, президентских и парламентских выборах 1996 года. Сейчас работает колумнистом в The New York Times и журнале The New Yorker.
The New Yorker (31.01) выпустил занявшую несколько полос статью М.Спектера 'Кремль Инкорпорейтед'. В ней журналист излагает свое видение перемен, произошедших в нашей стране за последние 15 лет. Основной вопрос, на который пытается дать ответ журналист, состоит в том, почему российское общество согласилось 'обменять такие метафизические понятия, как право на мысль и слово' на стабильность и благосостояние, а гибель оппонентов Кремля - А.Политковской, А.Литвиненко, Ю.Щекочихина - встречается людьми равнодушно.
Статья изобилует фактическим материалом, касающимся деятельности перечисленных выше фигур. Упоминается, что А.Политковская занималась журналистскими расследованиями в Чечне, А.Литвиненко обвинял ФСБ во взрывах жилых домов в Москве, а Ю.Щекочихин занимался проверкой обвинений в уклонении от уплаты налогов людей, близких к ФСБ.
Параллельно М.Спектер делится своими впечатлениями от Москвы, которую он посетил в конце прошлого года. Автор был поражен тому, что мрачные взгляды, характерные для советских и ранних постсоветских времен, исчезли, и сейчас на смену им пришли улыбки.
Незадолго до нового года на российском телевидении прошла серия передач о столетии со дня рождения Л.Брежнева и кончине А.Пиночета. И тот и другой, как пишет Спектер, был удостоен 'дифирамбов'. Ведь и при Брежневе, и при Пиночете складывалась ситуация, в целом похожая на то, что происходит сейчас в России, и народ этой ситуацией доволен. И это несмотря на то, что в центре Москвы происходят 'убийства в стиле Аль-Капоне' (речь идет об офицере чеченского спецназа М.Байсарове), а средний российский мужчина умирает раньше мужчины из Бангладеш или Пакистана.
Однако в отличие от других авторов Спектер не спешит возлагать вину на В.В.Путина за то, что он повел страну в неправильном направлении. В материале четко оформлена мысль, что В.В.Путин стал всего лишь ответом на ожидания общества, которые сформировались в ельцинскую эру. Автор подробно рассматривает историю первой чеченской войны и президентских выборов 1996-го. Тогда 2% рейтинг Б.Ельцина 'волшебным образом' подскочил до 52%, и был избран президент, который 'страдал сердечной и многими другими болезнями, много пил и не всегда адекватно себя вел'.
Неоднократно ссылаясь на А.Политковскую, Спектер пишет об 'атмосфере равнодушия', которая царит в стране. Большинство людей довольны жизнью, а правительство благодаря притоку нефтедолларов не задумывается над тем, как провести переговоры с МВФ о реструктуризации долга. 'Сегодня Россия - как уже не раз случалось - поставила свое благосостояние на нефтяную карту, и пока зарплаты продолжают расти, люди, похоже, не тревожатся о будущем и не желают вспоминать даже самые убедительные уроки прошлого', - пишет Спектер. Журналист сравнивает современную ситуацию с временами Брежнева, когда 'государство уже разлагалось и держалось на плаву исключительно за счет заоблачных цен на нефть'. Завершает статью цитата из А.Политковской о том, что безграничная власть ведет 'к трагедиям, масштабному кровопролитию, гражданским войнам'.