Латвийский предприниматель Дэги Караев предлагает на один день 16 марта воплотить в жизнь абсурдную мечту латышских радикалов
Хватит эмоций, нужно при помощи экономики раз и навсегда утвердить факт: русские - полноценная часть этой страны. Всего лишь один день мы не выйдем на улицы, а просто останемся дома, не станем делать покупки в магазинах, не будем пользоваться телефонами, транспортом, электричеством, газом, не примем участия в производстве национального ВВП, и будьте уверены - латвийское государство в полной мере осознает нашу ценность, а бизнес, недополучивший от нас огромную часть прибыли, охотно поможет ему в этом.
. . . Мой собеседник человек молодой. Ему 31, он главный редактор газеты digital times и явно не склонен тратить время на эмоции. Он человек действия: получил вопрос - нашел ответ. "Раз я живу в Латвии - значит, я неотъемлемая часть этой страны. Как и миллион остальных так называемых русскоязычных. Мы здесь работаем, платим налоги, строим эту страну, и при этом государство с нами совершенно не считается. То есть когда берет наши деньги - мы есть, а когда мы говорим о своих интересах - нас нет. Так давайте покажем нашу силу самым простым и понятным способом - не потратим ни одного сантима, и государство сразу заметит, что такое Латвия без русских".
Кому-то эта идея может показаться спорной. С другой стороны, в психологии есть такой прием: избавление от проблемы путем доведения ее до логического абсурда. Тогда она, не выдержав соприкосновения с реальностью, лопается сама как мыльный пузырь. Именно поэтому Дэги выбрал показательным 16 марта.
Чтоб "лопнуть" в самый позорный день страны самую разрушительную проблему для всех ее жителей. И он уверен, что найдется немало латышей, которые поддержат идею, "потому что нет в Латвии никакого "русского вопроса", а есть два с половиной миллиона полноценных граждан, которых много лет обкрадывают из-за разделения на национальности. Чем мешают стране полноценно развиваться и жить благополучно".
Бизнесмены - народ осторожный и, как правило, в общественной жизни стараются не светиться. Но мой собеседник провозглашение своей позиции не считает удивительным поступком. Напротив. Говорит, это логично. Ведь он заинтересован в экономическом процветании и как человек, и как предприниматель. "Сейчас же бизнес, как все общество, разделен на две общины, - говорит он. - Бизнесмены не могут элементарно на булочку повесить этикетку на двух языках. А это, поверьте, заметно влияет на прибыль".
Да, предприниматели боятся. Они уже прошли через унижение натурализацией, их потыкали носом в историческую вину, затравили требованием лояльности . . . А на строптивых найдется масса госинспекций, которые всю душу вытрясут проверками. Русские не только юридически не равны с латышами, но и задавлены морально. Мы же по факту ощущаем себя людьми второго сорта. А разного рода спецслужбы вроде языковых активно этому способствуют. Вот их и не станет, как только появится единая политическая нация - латвийский народ.
16 лет "параллельной жизни", которые сформировали у каждой общины свои понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, Дэги не смущают. Он уверен: "Латышей зомбировали пропагандой, и надо им помочь освободиться от заблуждений. Как? Да просто объяснять каждому в отдельности, что незачем врать самим себе, в советское время было всякое - и плохое, и хорошее. Росли, учились, влюблялись. Как же можно перечеркивать собственную жизнь! Вы жили в стране, которая в том числе и благодаря вам первой запустила человека в космос! Трое космонавтов родились в Латвии, ее уроженец Фридрих Цандер - советский ученый и изобретатель, один из пионеров ракетной техники. Это настоящие герои Латвии, ее настоящая история, которой нужно гордиться, а не вытаскивать из прошлого сомнительные призраки и не совать на пьедестал недобитых эсэсовцев.
Хотели бороться в 40-м - надо было защищать свою страну. Сдались - глупо обвинять в своих бедах других. Вас репрессировали - но и мои деды были сосланы. И кого в этом винить? Сталина? Но отчего же не вышли против репрессий 100 тысяч еще тогда, в 37-м? Меня, "оккупанта", в возрасте 4 лет привезла в Латвию мама и потом голосовала за независимость этого государства. А взамен мне предложили позорный статус негражданина, и теперь беспокоятся: что это я не хочу говорить по-латышски? А уважать меня не пробовали? Мне натурализация ни к чему, я и так натуральный. Как и миллион тех, которых стараются не замечать.
Надежды на полноценную реализацию идеи Дэги, будем откровенны, не много. Даже самые многочисленные митинги против реформы собирали всего несколько десятков тысяч сторонников, остальные 900 тысяч поглотила пассивность. Соответственно, и бойкот 16 марта обречен на провал?
На это у Дэги есть ответ: "Не надо надрываться над подсчетами. Самое важное, чтобы каждый на своем месте своими скромными силами старался изменить ситуацию. Я, например, на те митинги специально возил аппаратуру, фотографировал и бесплатно рассылал снимки по зарубежным информагентствам. Размещали с удовольствием: раз платить не надо, у редакторов отпадает куча проблем, а вместо них под рукой живые фото. И мы в выигрыше - ознакомили мир со своим мнением.
Другой пример: в знак своего личного протеста я перестал покупать эстонские продукты. Их, кстати, на нашем рынке оказалось много. Да, приходится терпеть неудобства, искать другие, от любимых сырочков отказался. Пусть эстонскому рынку это слабо заметно, это важно для моего человеческого достоинства. Мне в любом виде противно поддерживать государство, которое унижает память о победителях над фашизмом. Мой дед брал Берлин, так я что, без их сырочков не выживу?!
Вот и в нашем коллективе, если ребята решат поддержать акцию, к ним не будет применено никаких санкций. И фирмы моих друзей решили отдохнуть. Нашим людям что важно - чтоб заводила был. Русские газеты вполне могли бы выйти с чистыми страницами (разве что рекламу оставить, хотя рекламодатели могли бы ее на этот день тоже отозвать), и русское радио может помолчать. Не надо "исчезать" демонстративно - можно же взять отгул, "заболеть", перепланировать свои дела. Пора уже понять - нет предела унижению русских. Нас будут давить столько, сколько мы будем терпеть. Лично мне надоело. . ."