Перестановки в российском правительстве в конце минувшей недели стали настоящим праздником души для политологов и журналистов, оседлавших тему преемника Владимира Путина. Причем все сконцентрировались на двух фигурах - Сергее Иванове и Дмитрии Медведеве. Между тем в эти дни у Михаила Фрадкова появился новый вице-премьер - Сергей Нарышкин. И кто знает, может, как раз этому человеку предстоит сыграть весьма серьезную роль в операции "Преемник".
Когда Фрадков назвал фамилию Нарышкина, в памяти у меня тут же всплыл давний разговор с одним предпринимателем, хорошо ориентирующимся в погоде на российском политическом олимпе. Было это года два назад. Мы сидели у озера, в открытом кафе напротив Тракайского замка, и лениво потягивали литовское пиво. Уж не помню, как разговор соскользнул на российскую политику, и я сказал что-то о ее непрогнозируемости.
- Отчего же, она вполне прогнозируема, - возразил мой собеседник.
- И что же прогнозируется - третий срок Путина? - спросил я.
- А не будет никакого третьего срока, - спокойно продолжил он. - Более того, с известной долей вероятности можно спрогнозировать имя следующего президента.
- И кто же он?
- Сергей Нарышкин, запомни эту фамилию...
Фамилию я запомнил (да и как не запомнить, фамилия знатная, мать Петра I была из Нарышкиных). И хотя я не привык делать какие-то серьезные выводы из одного только разговора, с любопытством с тех пор следил за карьерой Нарышкина. А она, без сомнения, заслуживает внимания. Есть в ней и питерское происхождение, есть служба - и в посольстве СССР в Брюсселе (в газетах писали, что под этой крышей он работал на советскую разведку), и в мэрии города на Неве одновременно с Путиным, и в питерском Промстройбанке у приближенного к Путину банкира Владимира Когана.
С 2004 года Нарышкин возглавляет аппарат правительства России, сменив на этом посту Дмитрия Козака. И вот, наконец, он стал вице-премьером.
В числе сфер, за которые ему, возможно, предстоит отвечать, Нарышкин назвал внешнеэкономические связи, вопросы, связанные c административной реформой и управлением госимуществом. То есть ему поручат контроль за кадрами, товарно-денежными отношениями с другими государствами и госсобственностью - от госакций в различных компаниях до недвижимости. Добавьте к этому занимаемый Нарышкиным пост главы Cовета директоров главного российского телеканала - Первого, и вы поймете, какие ресурсы оказываются у него в руках накануне предстоящих в России парламентских и президентских выборов.
Разумеется, из всего этого вовсе не следует, что именно Нарышкин сменит Путина в 2008 году. Но ясно, что в многоходовой комбинации с преемниками появилась новая и весьма значительная фигура.