Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия: сплетение тайн в борьбе за престолонаследие

Прогнозы на 2008 год в Москве и Вашингтоне совершенно разные

Россия: сплетение тайн в борьбе за престолонаследие picture
Россия: сплетение тайн в борьбе за престолонаследие picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России, так же как и в Соединенных Штатах, президентские выборы пройдут в 2008 году. Владимир Путин, так же как и Джордж Буш, не сможет получить третий мандат. Московская гонка за место в Кремле уже началась, равно как и вашингтонская гонка за место в Белом Доме. Но на этом сходства заканчиваются, потому что прогнозы на 2008 год - год, когда мир во многом изменится после смены президентов России и США, - в Москве и Вашингтоне совершенно разные

МОСКВА - В России, так же как и в Соединенных Штатах, президентские выборы пройдут в 2008 году. Владимир Путин, так же как и Джордж Буш, не сможет получить третий мандат. Московская гонка за место в Кремле уже началась, равно как и вашингтонская гонка за место в Белом Доме. Но на этом сходства заканчиваются, потому что прогнозы на 2008 год - год, когда мир во многом изменится после смены президентов России и США, - в Москве и Вашингтоне совершенно разные.

В США уже образовалась масса кандидатов на пост лидера от демократической и республиканской партий, нарастает уровень полемики кандидатов в президенты друг с другом и с текущим президентом - иными словами, запускается механизм того грандиозного цирка, в который превращается каждая кампания за место в Овальном кабинете. А в России? В России кандидатов можно только угадывать. Голосование пройдет через год, 2 марта, а кампания стартует 2 декабря, одновременно с выборами в Думу. Поскольку вся страна задается вопросом, кто может унаследовать огромную власть, сосредоточенную в руках Владимира Путина, и все опросы показывают, что победу одержит человек, которого изберет нынешний президент, получается так, что электоральный саспенс, постоянно нарастающий в США, в России оборачивается ожиданием помазания на византийский манер.

И это легко объяснимо: Путин, в отличие от Буша, опирается на поддержку приблизительно 75% населения. В 2006 году экономика выросла на 6,9%, и вновь обретенное богатство начинает медленно распространяться, создавая средний класс. Хаос последних ельцинских лет сменился железной стабильностью, ограничения 'управляемой демократии', созданной Кремлем, вызывают недовольство лишь у горстки интеллектуалов, и самое главное - Путин не проигрывает войну в Ираке. Следует добавить, что для российского президента контроль над Думой - лишь простая формальность, в то время как Бушу приходится считаться с враждебно настроенным Конгрессом; в России правые либералы разгромлены, а новая, 'дружественная', Дума будет держать в узде остатки коммунистов. Из всего этого предвыборный расклад сил становится ясен: организованной оппозиции, подобной той, с которой сталкивается Буш, у Путина нет, и Россия ни в каком случае не получит нового (избранного) царя, который не понравился бы нынешнему.

Перебрать всех возможных кандидатов в Кремль в такой ситуации не представляется сложным. Националист Жириновский и коммунист Зюганов предпримут попытку - безуспешно, как это с ними почти всегда бывает. Идеолог 'суверенной демократии' Владислав Сурков - вне игры, несмотря на то, что недавно он сравнил проделанное Путиным в постельцинскую эпоху с тем, что сделал Рузвельт после 1929 года. В ряду запасных - экс-премьер Касьянов (критикующий Путина с умеренных позиций) и нынешний премьер Фрадков. Возможно, восходящей звездой может считаться глава железных дорог Якунин. Разумеется, никакого Ходорковского - за то, что бывший нефтяной магнат отведал политического нектара и, главное, за то, что он отказывался согласовывать с Кремлем свои действия в энергетической сфере, его бросили в темницу, где он томится уже несколько лет; сейчас ему предстоит новый процесс.

Так что остается двое фаворитов: первый вице-премьер и президент 'Газпрома' Дмитрий Медведев и свежеиспеченный первый вице-премьер, бывший министр обороны Сергей Иванов. Первый имеет над вторым некоторые преимущества, но они оба относятся к числу ближайших сподвижников Владимира Путина. Настолько близких, что кремлевский лидер решил формально поставить Иванова на одну планку с Медведевым, расширив сферу его компетенции до вопросов гражданской экономики. Таким образом, можно будет скорректировать имидж этих персонажей: Медведев представляется обнадеживающим лицом власти, открытым по отношению к Западу и выступающим в Давосе, Иванов же - охранитель российского стремления к мировому могуществу, озабоченный российской безопасностью и следующий за Путиным в Мюнхен. Первый улыбается, второй может и укусить. И развитие международных отношений в грядущем году может значительно повлиять на 'указание предпочтений', которое Путин обещал дать после 2 декабря.

Однако проблемы и тайны российского престолонаследия на этом не заканчиваются. Многие внимательные наблюдатели полагают, что Медведев и Иванов оба станут 'путинскими кандидатами', и победит сильнейший. Но главное неизвестное здесь - что именно захочет делать и кем именно захочет быть нынешний кремлевский лидер, которого никто не видит в роли пенсионера. Возглавит ли он 'Газпром', чтобы продолжать управление энергетической судьбой страны? Маловероятно. Решит ли сделаться премьер-министром, проведя реформу, которая поставит премьера выше президента? Маловероятно и опасно, если соответствует истине разделяемая многими теория, согласно которой Путин вновь выставит свою кандидатуру на президентских выборах в 2012 году. Может быть, он возглавит партию власти, 'Единую Россию', чтобы дирижировать парламентским оркестром, проведя соответствующая преобразования системы власти? Вероятно, даже почти возможно.

В любом случае, большая игра версиями происходит в Москве, источающей богатства, и кремлинология берет реванш, доказывая, что она еще жива и процветает. А можно ли быть до конца уверенными, что Путин покинет Кремль? - вопрошает армия сомневающихся. Возможно, произойдет теракт, который спровоцирует введение чрезвычайного положения? Или еще проще - президенту с разных сторон объяснят, что он один может гарантировать стабильность в России? Сохранит ли в Путин и в таком случае обещание не вносить изменений в Конституцию, чтобы обеспечить себе третий срок? И даже если он захочет, сможет ли он это сделать, не теряя влияния на другие властные группировки в стране?

Дело в том, что в российской истории место всегда определяло человека: тот, кто в Кремле, - тот и главный, тот и вождь, или же он делается вождем. Именно поэтому 'управляемое престолонаследие', которое призвано было всех успокоить, многих пугает и провоцирует глухую борьбу за власть. Силовики, происходящие из спецслужб, не желают рисковать потерей почвы под ногами, и при этом между ними существует серьезный раскол. Гигантские энергетические интересы задумываются о будущем и о том, каким образом оно может изменить раздел находящегося под государственным контролем пирога; один за другим следуют эпизоды, которые, возможно, имеют отношение к борьбе 2008 года - от убийства Анны Политковской до лондонского дела Литвиненко и до получившей печальную известность интернет-публикации о роскоши президентского лайнера.

Говорят, что Путин очень внимательно следит за американской кампанией, и что он предпочел бы на месте Буша республиканца (настроенного более прагматично) демократу (более нетерпимо относящемуся ко всему, что связано с правами человека). Но самый большой страх, ползущий по Москве, связан с тем, что произойдет после Путина. А вдруг кремлевский лидер ошибается, и на самом деле он не может все решать сам?

______________________________________________

Начало кремлевской гонки ("Le Figaro", Франция)