Известный русский журналист Виталий Товиевич Третьяков - фигура, хорошо знакомая грузинским политикам. В свое время он редактировал 'Независимую газету', но после того, как ее купил Борис Березовский, Третьякову пришлось оставить свой пост. Сейчас он - главный редактор еженедельной газеты 'Московские новости' и журнала 'Политический класс'. 'Джорджиан таймс' побеседовала с Виталием Третьяковым о грузино-российских отношениях.
'Джорджиан таймс': Как вы думаете, по чьей причине произошло обострение грузино-российских отношений?
Виталий Третьяков: Думаю, что это произошло из-за руководства Грузии. Главная причина в том, что Грузия хочет ввести на Кавказ третью силу. Это - или НАТО и западные европейцы, или НАТО и Соединенные Штаты Америки. Грузия называет на этот счет свои причины, но, думаю, они необоснованны. Считаю, что безопасности самой Грузии в этом регионе никто не угрожает.
Нахождение России на Кавказе достаточно для того, чтобы все чувствовали себя в безопасности. А Грузия хочет привести туда американцев. Это в корне противоречит стратегическим, тактическим и оперативным интересам России. Нельзя, чтобы на Кавказе, кроме России, была другая дополнительная глобальная сила. Это приведет к тому, что на Кавказе возникнет гигантский конфликт, который перерастет в войну.
- Грузия хочет одного - возвратить Абхазию и Цхинвальский регион. А Россия ей в этом препятствует. Мы в этом убеждены, а вы?
- Я считаю так: Грузия хочет вернуть Абхазию и Цхинвальский регион. А Абхазия и Цхинвальский регион не хотят возвращаться в состав Грузии, учрежденный в советский период. Грузия сделала ставку на дружбу с Соединенными Штатами Америки. Тогда она должна вместе с Америкой же и восстановить свою территориальную целостность. Россия тут не при чем. Грузия не считает Россию дружественным государством, тогда почему Россия должна принимать участие в восстановлении территориальной целостности Грузии
- Виталий Товиевич, давайте посмотрим правде в глаза. Грузия никогда не отказывалась от дружбы с Россией. Саакашвили сразу же, как стал президентом, протянул Путину руку дружбы, но она повисла в воздухе.
- Что вы имеете в виду? Когда он протянул руку?
- Сразу же, как стал президентом...
- Извините, но это только слова. С его стороны были жесткое обращение о срочном выводе российских баз из Грузии, постоянная антироссийская пропаганда. Нам известно, что Саакашвили приведен Америкой, и свои шаги он согласовывает с Вашингтоном.
После переворота стало очевидно, что нужно не театрально протягивать руку, а нужно делать реальные дела. Сразу же после вступления на пост Саакашвили зафиксировал, что приводит сюда американцев. Другого жеста, дружественного в отношении России, я не помню.
- Вы упомянули слово 'переворот'. Уточните, пожалуйста, 'революцию роз' вы расцениваете как переворот
- Разумеется, когда вооруженные люди вторгаются в парламент до того, как войти туда с розами, - это разве не переворот?!
- С оружием в руках туда никто не вторгался. У вас неверная информация.
- Я выразил свое отношение.
- Да, батоно, это ваше право. Давайте сейчас коснемся известной встречи Путина с журналистами. На ней он говорил и о Грузии. Какое у вас осталось впечатление, изменятся ли отношения между Россией и Грузией?
- Сделать точный прогноз сейчас я не могу. Все зависит от грузинской стороны. В отношениях с Россией сегодняшнего руководства Тбилиси можно рассматривать два главных фактора. Первый - это то, что в Вашингтоне господину Саакашвили сказали: мы не будем оказывать давление на Россию, в своих делах разбирайтесь сами. Желательно мирным путем.
Второй фактор заключается в том, что Тбилиси с помощью или без помощи Вашингтона не смог ограничить активность России на Кавказе. Не удалось искоренить и экономическую, политическую, цивилизованную зависимость Грузии от России. Возможно, в будущем это удастся, но пока не удалось. Путин заявил, что возвращение российского посла вы приписали себе как собственную победу. Пожалуйста, мы к этому относимся спокойно.
- Было не так. Посла отозвали вы, вы сами и возвратили - и все.
- То же самое и я говорю. Вы можете принять это, как угодно, но скажу, что надежды на то, что Вашингтон стал бы ради Грузии оказывать каждодневное давление на Москву, провалились. Несмотря ни на что, Грузия по-прежнему остается в этом регионе зависимой от России. Исходя из этого, Грузия, с целью нормализации отношений между двумя странами, должна предпринять несколько шагов, причем очень серьезных шагов.
- Конкретно, каких?
- Один шаг уже сделан. Лидер партии войны, министр обороны Окруашвили уже отпущен с поста. Он заявлял о намерении разжечь в Абхазии и Цхинвальском регионе войну, чего Москва не может допустить.
Во-первых, потому, что война на Кавказе ей не нужна. Во-вторых, потому, что они (Абхазия и Цхинвальский регион - ред.) хотят быть вместе с Россией, и Москва не может это игнорировать. Хотя она их не поддерживает. И еще, Окруашвили постоянно вел антирусскую пропаганду.
- Да, с Окруашвили понятно. Он уже не является министром. А какие другие шаги должна сделать Грузия?
- Я над российско-грузинскими отношениями специально не работаю. Говорю о своих соображениях только в тех аспектах, в которых могу. Первое, что необходимо сделать, - Грузия должна показать России, что хочет мирно жить совместно с ней в регионе Кавказа. Второе и главное - не приводить сюда никакую другую силу, кроме тех, которые уже есть на Кавказе.
Третье. Пусть не пытается с помощью оружия завладеть Абхазией и Цхинвальским регионом. Вот три основных условия, шага, направления, которым Грузия должна удовлетворять. А восстановление полетов, почтовые отправления и другое - это уже дело дипломатов и бизнесменов, и это автоматически решится. Главное - желание сотрудничать с Россией на Кавказе, а не желание бороться с ней.
- А какие шаги должна сделать непосредственно Россия, чтобы отношения восстановились?
- Россия в отношении Грузии и без того проводит лояльную политику, поэтому никаких других дополнительных шагов она сделать не может, кроме снятия ограничений, ввоза грузов, вопроса виз и других, в зависимости от того, какие шаги предпримет Тбилиси.
Главный вопрос понятен - это территориальная целостность Грузии. Прекрасно осознаю, что для нее это болезненный, существенный вопрос, но повторяю: Россия не приступит к восстановлению территориальной целостности Грузии. Это не входит в ее задачи до тех пор, пока Грузия не станет в отношении России лояльной, дружественной страной.
Если вы думаете, что Москва должна заставить Сухуми и Цхинвали присоединиться к Грузии, то такой шаг Москва не сделает до тех пор, пока это правительство, а возможно, и следующее правительство не будет по-настоящему лояльным в отношении Москвы.