На этом представительном форуме будет обсуждаться краткая политическая платформа партии, а также идеи к более развернутому документу - партийной программе. Ее 'Справедливая Россия' будет принимать уже осенью, накануне парламентских выборов. О внешнеполитической части этих документов корреспондент 'РВ' беседовал с членом Центрального совета, руководителем Международного управления партии Михаилом Демуриным.
- Михаил Васильевич, понятно, что об этом сложно говорить сжато, но все же: на каких постулатах вы хотите основывать подходы партии к международным делам?
- Мы, прежде всего, помним, что Российская Федерация - государство с глубокими европейскими и азиатскими корнями. Размеры, историческое наследие, роль в становлении и развитии мировой цивилизации, человеческий и природный потенциал наделяют его особой ответственностью в современном многополярном мире. Кроме того, мы видим Россию, с одной стороны, как постсоветское демократическое государство, а с другой - как страну-продолжателя СССР, хранителя лучшего в наследии Российской Империи.
Если говорить о сегодняшнем дне, то перед нами, очевидно, стоит задача вывести Россию на позиции действительно великой державы, равноправного и требующего к себе уважения партнера. Воздействие нашей страны на общемировые процессы должно определяться не старым багажом, наличием ядерного потенциала и положением крупного сырьевого поставщика, а ее новыми достижениями. В 1990-е годы мы как-то подзабыли, что граждане России имеют право на то, чтобы гордиться авторитетом и успехами страны за рубежом, а в начале нового тысячелетия на второй план ушел другой момент - что все россияне должны иметь возможность пользоваться реальными дивидендами от внешней политики у себя дома.
- В связи с происходящими в мире и нашей стране кардинальными переменами в последнее время немало говорится и пишется о том, что России нужна новая концепция внешней политики. Ее контуры были твердо обозначены недавно Президентом России в Мюнхене. Что вы думаете по этому поводу?
- Внешнеполитическая концепция 2000 года - достаточно профессионально сделанный документ, но в ней присутствует корневой изъян. Напомню: в Концепции главными целями Российской Федерации названы создание правового государства, демократического общества и социально ориентированной рыночной экономики, а внешняя политика поставлена на службу их достижению. Но согласитесь, большинство государств мира ставит эти задачи. Что в них собственно российского? Ведь Россия - особая цивилизация, важнейший фактор мирового развития.
Это, кстати, прекрасно понимают наши оппоненты в мировых делах. Именно поэтому ведут против нас ту политику, которую реалистично оценил Владимир Путин в столице Баварии. Другими словами, пока мы в Концепции внешней политики не сформулируем ее задачи как задачи исторической России, ничего у нас не получится. Я уж не говорю о том, что изменений во внешнеполитической доктрине требуют значительные перемены в мире - такие, как рост азиатского и, в частности, китайского фактора, изменения в политике и положении США, наметившиеся в европейской политике тенденции к пересмотру послевоенного мироустройства, противоречивые процессы на постсоветском пространстве и многое другое.
- На чем тогда, по-вашему, важно было бы сконцентрироваться в международных делах?
- Помимо упомянутой мной задачи сохранения и укрепления российской цивилизации как важнейшего фактора мирового развития, естественно, усилия должны быть сфокусированы на надежной защите территориальной целостности и суверенитета России, обеспечении ее политической и экономической самостоятельности. Наша страна уже провозгласила свой интерес к формированию многополярного мира и немало делает для этого, но как считают у нас в партии, надо более решительно и умело противодействовать планам мировой гегемонии, откуда бы они ни исходили, препятствовать одностороннему применению силы. Что касается нашего ближайшего окружения, то Россия должна стать реальным центром интеграции в СНГ, усилить свое влияние на общественные, политические, экономические процессы в этом регионе. Важнейшей составляющей здесь являются использование 'мягкой силы' и реальная защита прав соотечественников.
- Вы затронули тему 'свертывания' послевоенного мироустройства в Европе. В чем здесь суть?
- Ваши читатели хорошо знают о том, что сегодня происходит, например, в Прибалтике. Сначала наших соотечественников там лишили прав как потомков 'оккупантов', а теперь ставят вопрос о компенсации материального ущерба от той же 'советской оккупации', принимают законы о сносе монументов воинам-освободителям, возвеличивают бывших эсэсовцев, держат за пазухой камень территориальных притязаний. Что это, если не реваншизм, не попытки пересмотра истории? Всему этому Россия должна жестко, вплоть до экономических санкций, противодействовать. Надо сказать, что 'исторические претензии' накладываются на очевидную тенденцию к экспансии НАТО на пространстве бывшего СССР. Причем мы констатируем, что ни НАТО, ни ЕС реваншистским поползновениям своих новобранцев из Восточной Европы не противодействуют. А это фактически равнозначно их поощрению.
- Готово ли наше общество, страна в целом к такому жесткому отстаиванию интересов России на международной арене?
- Пока нет. В стране все еще отсутствует действенный механизм согласования внешних интересов государства, бизнеса, общества и личности и координации их усилий для достижения результатов, нужных России в целом и им всем в отдельности. Его предстоит создать, в том числе, при активном участии политических партий. Предпринимательское сообщество к решению внешнеполитических задач мы думаем привлечь тем, что во внешнеэкономической области за основу возьмем интересы не только крупных монополий, а национального развития в целом, с учетом потребностей всех слоев честного бизнеса, основных социальных групп и регионов страны. И еще одна задача: внешнюю политику важно обеспечить прочной экспертно-научной базой, отладить механизм принятия и реализации внешнеполитических решений.
- Каких законов, на ваш взгляд, не хватает, чтобы внешняя политика России была более эффективной?
- Необходимо срочно принять Закон о дипломатической службе. Он призван вернуть этой профессии былое уважение, МИДу - достойное место в системе государственных органов, стране - высокопрофессиональную дипломатию. Кроме того, в нашей политической платформе мы ставим вопрос о принятии Закона о помощи гражданам России, оказавшимся в экстремальных условиях за рубежом.
- Как развиваются международные связи 'Справедливой России'? Будут ли на предстоящем съезде присутствовать зарубежные гости?
- В контактах на международном уровне мы, конечно, исходим из наших ценностей социальной справедливости, патриотизма и демократии, однако в общении с зарубежными коллегами не замыкаемся в жестких идеологических рамках. Мы стараемся найти точки соприкосновения и общие подходы со многими влиятельными партиями по важным для России международным вопросам. К нам приедут представители ряда партий из стран СНГ и Прибалтики, в частности, лидер политического объединения 'За права человека в единой Латвии', депутат Европарламента Татьяна Жданок. Мы рады, что на нашем съезде в Санкт-Петербурге будут присутствовать представители Коммунистических партий Китая и Кубы, наши давние партнеры - болгарские социал-демократы, европейские коллеги из французской и испанской социалистических партий, Социал-демократической партии Финляндии, Словацкой народной партии, гости из Европейского форума за демократию и солидарность и японской партии 'Новая Комэйто'.
Беседовал Дмитрий ЕРМОЛАЕВ