Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Убить гаденыша

Самая "страшная тайна" национальной истории!

Убить гаденыша picture
Убить гаденыша picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ожесточенные споры о роли славян в истории Прибалтийского края ведутся с начала Атмоды. Русские здесь - коренная нация или безродные колонисты? Органическая и неотъемлемая часть местных этносов или чужеродное и враждебное племя оккупантов? Братский народ, обогативший культуру и духовную жизнь латышей, или варвары, душившие все национальное и самобытное? Какую роль сыграла Россия в жизни балтийских народов?

. . .вражды и подозрительности между русскими и латышами. Вот задача честного историка, считает редактор журнала "Kлио" Игорь Гусев.

Ожесточенные споры о роли славян в истории Прибалтийского края ведутся с начала Атмоды. Русские здесь - коренная нация или безродные колонисты? Органическая и неотъемлемая часть местных этносов или чужеродное и враждебное племя оккупантов? Братский народ, обогативший культуру и духовную жизнь латышей, или варвары, душившие все национальное и самобытное? Какую роль сыграла Россия в жизни балтийских народов? Дала мощный импульс развитию экономики края, образованию, науке и технике или надолго отбросила регион от торной дороги мировой цивилизации?

Только что изданная в Риге "Занимательная история латвийских русских", без сомнения, подольет масла в огонь. В ней читатель найдет массу малоизвестных фактов, которые в советское время замалчивались из-за политкорректности, в независимой Латвии - из-за русофобии, вирусом которой заражена национальная элита. Уверена, что вокруг содержания "Занимательной истории. . ." схлестнутся взаимоисключающие суждения.

Занимательная - значит доступная

Но меня озадачило заявление на последней странице книжки: "Издательство в полемику не вступает!".

- Авторы исторических исследований обычно открыты для дискуссий. Почему же ты с ходу решил отгородиться от возможных оппонентов?- этот вопрос я задала составителю книги, редактору журнала "Клио" Игорю Гусеву.

- В одной из латвийских газет была опубликована рецензия на мою книгу. После нее на форуме начались горячие баталии - половина авторов комментариев безоговорочно поддерживала, другая охаивала книгу, переходя на личность автора. Но при этом книгу никто не читал - она тогда еще не поступила в продажу! Когда у людей диаметрально противоположные взгляды, доказывать что-либо друг другу - мартышкин труд. Я слишком дорожу своим временем, чтобы тратить его на бесплодную болтовню. И потом, моя книжка - не научный труд и никакой научной полемики не предполагает.

- Мои коллеги иронично оценили сам жанр - "занимательная история". Это что за дефиниция?

- Люди постарше помнят такие книжки - "Занимательная физика", "Занимательная математика" и т. п. В них наукоемкий материал подавался в очень доступной для ребенка форме. Вот и я постарался написать историю предельно простым языком. Занимательная история - в смысле любопытная и общедоступная. Это выжимка из огромного материала, который я изучил за десятилетие своего увлечения историей Прибалтики, славянства и русского народа. Конечно, я мог бы сделать том объемом пятьсот страниц и снабдить его академическим цитированием - но кто бы стал читать такую книгу? Разве что горстка специалистов.

Мимо острова Руяна. . .

- Почти половина объема книги посвящена истории древних славянских племен. О них сохранилось мало материальных свидетельств. Здесь многое строится на версиях, порой весьма спорных. Нужно ли было углубляться в такую седую старину, ведь ты тем самым невольно подставляешь себя под шквал критики?

- Обязательно нужно углубляться! Меня всегда изумляло - какая куцая история русского народа, если судить по учебникам. Там рассказывается о каких-то первобытных племенах - потом бац! - сразу появляются Вещий Олег, Рюрик, Киевская Русь: Все, что было до IX века, упоминается одной строчкой. Когда я копнул это время, то обнаружил потрясающий пласт! Взять хотя бы Аркону - сакральный центр древних балтийских славян на острове Руян - ныне Рюген. Это интереснейшая тема, которую до революции серьезно исследовали Гильфердинг, Гедеонов и другие академические историки. Что у нас знают о вендах, населявших юго-западное балтийское поморье?

Ученые с мировыми именами из разных стран сходятся в том, что венды - это бесспорные славяне. И лишь в одной стране этот факт яростно опровергается - в Латвии! Почему? Да потому что венды - самая "страшная тайна" национальной истории! Они оставили на земле Балтии свой след в обычаях, топонимике и даже. . . в государственной символике ЛР! Ведь это венды водили свои суда под красно-белыми флагами.

Ну неужели человеку, который считает себя русским, неинтересно, откуда пошли его предки? Из-за таких пробелов в русской истории появилась и другая тенденция - возводить происхождение славян чуть ли не к гипербореям и атлантам. . . Это полная чушь! Гипотез вообще всяких много, но я использовал лишь те источники, которые заслуживают наибольшего доверия.

Русификация - страшилка латышской пропаганды

- Ты пытаешься развеять много расхожих мнений. К примеру, о политике русификации, которую проводила Российская империя два века в Прибалтике.

- Факты говорят о том, что царизм в Остзейском крае полностью игнорировал интересы русского народа и российского государства. Это не моя версия. Я лишь объединил в единое целое суждения многих уважаемых исследователей, изложив их в упрощенном литературном стиле. Так вот русификация - это удивительный миф. Это подтверждают многочисленные факты униженного положения русского населения в крае, где всей властью и исключительными привилегиями пользовались остзейцы - дворяне, чиновники, духовенство и бюргеры.

Русских и латышей с эстонцами они за людей не считали. Русский публицист Ю. Самарин в 40-х годах XIX века писал, что ему кажется, будто "Россия присоединена к Остзейскому краю и постепенно завоевывается остзейцами". Самарин, в частности, привел факты жестокого обращения немецких цеховиков с русскими подмастерьями. За это публицист был обвинен в разжигании революционных настроений и заключен в Шлиссельбургскую крепость!

Космополитизм - предтеча 1917 года

- Значит, антирусские настроения шли из столицы империи

- Дело в том, что в XIX веке русское общество было в большой степени национально, в то время как элита во главе с императором считали себя европейцами и смотрели на русский народ и его традиции свысока. Своим презрительным отношением они постепенно заразили всю просвещенную часть общества. И когда Александр III выступил в роли "кондового русофила", общество, уже пронизанное духом космополитизма, его позиции не приняло. Забавный факт: когда этот царь- богатырь, ломавший руками подковы, ввел в русской армии форму а-ля рюс - сапоги гармошкой, шаровары, кафтаны вместо традиционных мундиров, это вызвало возмущение гвардейских офицеров. Многие из них в знак протеста ушли в отставку!

- Не этот ли ментальный и этический разрыв между верхушкой и народом привел к событиям 17-го года?

- Безусловно! Слой российской элиты, которая сочетала в себе лучшие русские качества - духовность, честность, самоотверженность с высокой культурой и образованностью, - был очень тонким. К тому же этим людям сильно не хватало патриотизма - они ведь считали себя европейцами, а свою родину - варварской страной. Добавьте к этому чудовищную пропасть в материальном уровне разных сословий. Между "барами" и "холопами" был ужасающий разрыв. Неудивительно, что народ воспринимал свою элиту как нечто чужеродное и даже враждебное. Отсюда все жестокости XX века.

Мы русские, и это значит. . .

- Я не случайно поместил в конце книги главу об идеализированных качествах русского человека. Хотя мне за нее уже крепко досталось. Но ведь должен быть какой-то эталон - как в Парижской палате мер и весов есть эталонный метр. Должен быть и "эталонный русский", который олицетворяет в себе ценности русской цивилизации.

- Это для многих смутное понятие. Ты лично что под этим разумеешь?

- Я попытался сформулировать это понятие с помощью опять же исторических источников. Одна из фундаментальных ценностей русской цивилизации - обостренное чувство справедливости, извечное стремление к ней. Это, кстати, очень ярко проявилось у нас в борьбе против реформы русской школы. Латышский подход: это закон, закон надо выполнять по-любому. Русский подход: это несправедливый закон! Если закон в себе несет неправду и несправедливость, его исполнять нельзя. Так было всегда. Почему в 1917-м победили большевики?

По ста причинам. Но одна из них и важнейшая - они дали людям веру, что наконец-то пришла справедливая власть. Равенство, братство, земля - крестьянам, заводы - рабочим, мир - народам. . . Все эти лозунги легли на почву, которая уже была готова к посеву. Люди истосковались по правде и справедливости! Я видел фотографию в журнале "Огонек" - февраль 17-го года в Петрограде: питерские официанты вышли на демонстрацию с требованием прекратить унижать их чаевыми!

Что позволено Британии, то не дозволено России?

- И сила, и слабость России в том, что она включила в себя много малых народов. За что заслужила нелестный эпитет "жандарм народов". Потеря покоренных территорий, с твоей точки зрения, для России благо или начало ее заката?

- Многие коренные россияне убеждены, что избавились от "нахлебников". Я, упаси боже, не призываю к возрождению СССР. Но Россия чаще всего объединяла людей не силой, а своей притягательностью. Это было мощное государство, оно давало защиту от врагов и стояло на более высоком уровне цивилизованности, чем многие из присоединенных земель. В середине XIX века в Средней Азии еще торговали рабами и головы отрезали. Это варварство прекратилось, когда эти азиатские территории стали российскими. Появились дороги, учебные заведения. Многие народы только в лоне империи получили университеты и даже письменность.

А как бурно развивались прибалтийские губернии во второй половине XIX - начале XX века! Лишь в 1939 году промышленная продукция Латвии достигла 87 процентов от уровня 1913 года. Смешно обвинять Россию в имперском духе. Середина XIX века - над Британской империей не заходит солнце, она вся обросла колониями! Бельгия, Франция, Германия, Португалия, Испания - все имели колонии. Не захватывали новых земель только самые слабые. Но ругают почему-то за это одну только Россию.

А сколько выходцев из "униженных, захваченных, порабощенных" вошло в российскую элиту: Аксаков, Апраксин, Бердяев, Булгаков, Бухарин, Кутузов, Куракин, Юсупов: Сотни именитых, прославленных и почитаемых людей нерусского происхождения. Ни одна мировая цивилизация не имеет в своей элите столько потомков инородцев.

Об ослиных головах в национальной трактовке истории

- В книге есть глава "Убить гаденыша". В твоем понимании "гаденыш" - это насаждаемый миф об исторической вражде двух наших народов?

- Это гаденыш ненависти, который создается официальными латышскими историками в сознании людей. Ведь в современных учебниках что пишется? Древние славяне постоянно нападали на предков латышей, пытаясь их захватить и поработить. А ведь по всем археологическим канонам именно тогда эта территория входила в административные границы Древней Руси.

Предки русских и латышей соседствовали, и случались между ними ссоры и конфликты. Но ни кровавой розни, ни кровопролитных сражений между ними не было! Древняя Русь вобрала Прибалтику в свою административную систему МИРНО!

В этот период здесь был подъем благосостояния - вместо глиняных появились бронзовые украшения, утварь, оружие. Какой же это грабеж? Без всяких оснований и фактов русским детям внушают комплекс вины за мифические преступления их предков, а латышским детям - неприязнь к русским завоевателям. Подобные семена ненависти рассеяны в десятках книг, сотнях статей.

Вот "Книга о Риге" Андриса Колбергса, известного мастера детективного жанра. Открываю страницу 60 и читаю: "При царе в латышских школах вешали на шею ученикам знак позора - ослиную голову, если кто-то с кем-то заговорил или ответил по-латышски". Имя, мессир, имя! Ссылка! Откуда такой факт?! У читателя такой белиберды сразу реакция: какие бедные латышские дети, как их русские при царе угнетали.

Я тоже могу вспомнить, как мне в 70-м году полусумасшедшая старуха плюнула в глаза со словами "Русская свинья!". Так что, я теперь буду писать: "В 70-е годы XX века пожилые латышские женщины регулярно плевали в лицо русским детям на улицах Риги"? Будем возводить частный случай в историческую закономерность?

Я пытался узнать, откуда у Колбергса такая информация. Оказалось, с подачи одного историка, который ссылался на воспоминания своей бабушки, жившей в Валке. Но даже если бы нашелся дебил-учитель, который вешал ослиную голову ребенку на шею, это не была государственная система! Ведь если у нас отдельные учителя бьют учеников, это не значит, что наша школа основана на насилии!

Время собирать камни. . .

Вот я в своей книжке сделал попытку собрать побольше фактов дружбы и сотрудничества между латышами и русскими. Возьмите хотя бы образ Петра Великого в дайнах.

В одной латышской газете был напечатан материал профессора Инфантьева о том, что в десятках дайн о Петре народ отзывается о царе весьма благожелательно. А в конце статьи комментарий обозревателя: у наших предков не было негатива по отношению к Петру потому, что они до конца не осознали весь тот вред, который Петр принес Балтии. Ах, умный какой журналист!

Вот он осознает вред, а они триста лет назад не понимали и сдуру сочиняли про русских и про Петра какие-то положительные байки. А шведов почему-то поносили.

Вот этими ослиными головами недобросовестные люди вбивают клин в отношения двух народов. Моя книга - это попытка подлинной интеграции, хотя денег на ее издание мне в Министерстве интеграции не давали и никогда не дадут. Но я делаю по сути их работу - ищу точки соприкосновения.

- Но оставляешь за кадром самые драматические страницы нашей общей истории - XX век. . .

- Да, книга заканчивается началом XX века. Потому что весь XX век - это отдельная и громадная тема. И по ней есть море материалов авторов маститее, чем я. В "Занимательной истории. . ." я старался собрать то, о чем известно мало или ничтожно мало. Но, может, со временем я напишу и об этом сложном периоде - каким я его вижу.

- Ну что ж, успехов тебе в твоих изысканиях и мужества принять все критические стрелы, которые обрушат на тебя противники.

С Игорем Гусевым беседовала Наталья СЕВИДОВА