Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Россия слиняла за три дня'

Так охарактеризовал Февральскую революцию 1917 года известный российский историк Василий Розанов

'Россия слиняла за три дня' picture
'Россия слиняла за три дня' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
90 лет назад в России произошла революция. Рухнул царствовавший 300 лет дом Романовых. Власть в государстве перешла в руки Временного правительства

90 лет назад в России произошла революция. Рухнул царствовавший 300 лет дом Романовых. Власть в государстве перешла в руки Временного правительства.

Какие были люди...

В России в начале XX века было немало одаренных государственных деятелей. Среди них следует выделить графа, премьер-министра Сергея Юльевича Витте.

Благодаря его участию была построена Транссибирская магистраль, он ввел в России свободное золотое обращение рубля, наметил основы аграрной реформы. Но главная его заслуга - сохранение династии Романовых в годы первой русской революции 1905 года. Витте настоял тогда, чтобы Николай II подписал 'Манифест 17 октября', давший народу некоторые свободы.

Заслугой Витте является создание Государственной думы, выпустившей революционный пар из народа. И царская династия тогда осталась у власти. В январе-феврале 1917 года была уже другая обстановка и другие люди.

Главой правительства был князь Николай Голицын, который сказал Николаю II при назначении его премьером: 'Ваше Величество, благодарю за высокое доверие, но я должен сказать, что больше люблю и понимаю лошадей, чем людей'. Да и до Голицына премьеры - Горемыкин, Штюрмер - были не лучше. Из-за их неспособности руководить страной и произошли революционные потрясения в Петрограде.

Февральская революция случилась на небольшой территории, ограниченной Петроградом и его пригородами. Но Петроград - это сердце империи, здесь Сенат, Священный синод, Дума... От событий в столице зависело все государство. Петроград в феврале 1917 года - полузамерзший, полуголодный город. Трамваи не ходят, снег с улиц не убирают, нет угля и дров для отопления. Спекуляция и дороговизна приняли угрожающие размеры. Из-за отсутствия сырья и топлива останавливаются заводы. Десятки тысяч уволенных рабочих стали боевым ядром в колоннах протестующих людей. В городе все ждут восстания и боятся кровопролития.

Продовольственный вопрос

В середине февраля стали закрываться продовольственные магазины и лавки, ночные очереди за хлебом стали обычным явлением, после того как газеты сообщили, что муки в городе осталось на 810 дней. Встревожилась и Дума. Депутат В. Шульгин говорит: 'Продовольственный вопрос (это его термин) напрямик ведет народ к революции'. Депутат Павел Милюков расширяет тему: 'У России появился еще один союзник (кроме Англии и Франции) - голод в Германии. Но если у немцев нет продуктов, то есть четкий транспорт. А в России продовольствия достаточно, но наш железнодорожный транспорт работает так безобразно, что мне кажется, им управляют из Германии'. Действительно, на подъездных путях к Петрограду скопилось более ста поездов с мукой, крупами, мясными тушами. На революцию 'работала' и природа: в феврале температура опускалась до 35-40 градусов мороза и продовольственные поезда превратились в глыбы льда.

Размораживать поезда не собирались ни Продовольственная управа столицы, ни городские власти. А железнодорожники разошлись по домам, а с утра пошли на демонстрацию под лозунгом 'Требуем хлеба и мира!'

Солдаты в революции

Особенностью революции был быстрый переход солдат на сторону народа. В гарнизоне Петрограда вместе с новобранцами насчитывалось 180 тысяч солдат, были сформированы гвардейские резервные полки, которые должны быть отправлены на фронт. Устная и печатная пропаганда эсеров, большевиков, анархистов в казармах и на митингах подготовила солдат к революции. Кроме агитации, воинов элементарно подкупали, не жалея денег.

В архиве Октябрьской революции я нашел письмо рядового Волынского полка Семина родным в Тамбовскую губернию: 'Только глупый солдат, - пишет он, - не может ныне заработать от 15 до 30 рублей в день, не выходя из казармы, а нужно лишь подписать какую-нибудь бумагу. А уже если на митинг выходить, то и платят больше, говорили, что где-то и вином угощали'. Наивно было властям рассчитывать, что такие солдаты будут стрелять в народ, как это было в 1905 году.

Дума распущена

В столице с каждым днем чувствовалось приближение восстания. Председатель Думы М. Родзянко телеграфировал в Могилев Николаю II: 'Правительство парализовано', 'Надвигается катастрофа', 'Решается судьба России и династии'. Император в ответ принимает неожиданное решение - 26 февраля он подписывает указ о роспуске Думы. Это была очередная ошибка царя, ведь депутаты до последнего дня пытались спасти царский престол.

Находчивый Родзянко собрал Совет старейшин Думы, на котором приняли оригинальное решение - указу царя подчиниться и считать Думу распущенной. Однако из дворца не уходить, оставаться на своих местах, но в разных помещениях. Дума продолжала работать и следить за событиями.

Россия слиняла в три дня

После того как многодневные демонстрации, митинги и протесты оказались напрасными, народ в борьбе за выживание взялся за оружие. 26 февраля захвачен главный арсенал, началось восстание. 27 февраля вооруженная борьба охватила весь центр города. Горят жандармское охранное отделение, Департамент полиции, министерство внутренних дел, полицейские участки. Мародеры и уголовники грабят и поджигают богатые особняки и магазины.

Однако большинство важных объектов столицы удалось отстоять благодаря отрядам полиции и юнкерским училищам. Будущие офицеры охраняли дворцы, банки, Генштаб. Не обошлось без жертв. 'Биржевые новости' и 'Вестник Временного правительства' сообщили, что всего за дни революции было убито около 2000 человек из числа восставших и почти 1000 человек из войск, полицейских и юнкеров.

К исходу 28 февраля царизму был нанесен смертельный удар. За три дня восстания Россия 'слиняла' и стала уже другой страной.

Последняя ставка императора

Николай II был извещен о восстании в Петрограде, но он считал, что еще не все потеряно. В Ставку был вызван один из самых преданных императору генералов - Иванов Николай Иудович (ну и отчество!). Он, кстати, являлся крестным отцом сына Николая II - цесаревича Алексея.

Генералу поручили командовать военным походом для усмирения Петрограда, для чего были выделены элитные войска. Однако эшелоны Иванова дошли только до Гатчины: восставшие разобрали рельсы. Подоспели агитаторы - большевики и эсеры, собрали митинги, и делегация солдат заявила Иванову, что усмирять Петроград они не пойдут. 5 марта Николай Иудович один, без своего войска, появился в Могилеве.

Дума во главе революции

27 февраля в разгар восстания Дума принимает смелое решение - она объявляет, что становится во главе революции. Одновременно был создан Временный комитет Думы - первое революционное правительство. Приветствуя Думу, к Таврическому дворцу стали подходить демонстрации с красными флагами, делегации от заводов и рабочих районов. В полном порядке с офицерами во главе пришли резервные гвардейские полки. Шуму наделало появление у Думы царевича Кирилла (двоюродного брата Николая II) во главе флотского экипажа. Кирилла не особенно жаловали, считали его 'опереточным моряком', любителем позы и эффекта. Посмеивались и над его красным бантом на шинели, о котором Родзянко сказал: 'Красный цвет не к лицу Вашему Величеству'.

По столице ходил иронический куплет о спасении Кирилла в Русско-японской войне:

Погиб 'Петропавловск',

Макаров не всплыл,

Но спасся зачем-то

Царевич Кирилл...

Восстание окончилось победой, но вместе с ней осталась тревога и неопределенность за будущее России. В первые дни революции все украсили себя красными бантами, обнимались на улицах, поздравляли друг друга с падением царизма, но придя домой (и особенно по ночам) ужасались тому, что случилось с государством, боялись новых революций и распада России.

Преждевременное отречение

28 февраля Николай II принял решение вернуться в Царское Село, чтобы быть ближе к революционным событиям в Петрограде и навестить семью.

Глава британской военной миссии в Ставке Джон Хенберн Уильямс писал в воспоминаниях: 'Это решение Николая II оставить Могилев было последней и наиболее нелепой ошибкой за все время его царствования. Монарх был неуязвим, пока находился в центре многомиллионной армии, а теперь пустился в бессмысленную авантюру'.

Англичанин оказался прав. Голубой поезд императора и шедший с ним поезд свиты его Величества (с приближенными сановниками и генералами) дошли лишь до станции Малая Вишера. Дальнейший путь был закрыт по приказу из Петрограда, пришлось ехать в Псков, где находился штаб командующего Северным фронтом генерала Рузского. Здесь и произошли главные события. Наступило 2 марта 1917 года - последний день царствования Романовых.

Ранним утром два думских мудреца - Родзянко и Милюков - решили попытаться сохранить самодержавие в России. Для этого, по их мнению, Николай II должен отречься от престола в пользу брата Михаила. Оставим это решение на совести думских монархистов. Не пройдет и 24 часов, как они поймут свою ошибку. О решении Думы (далеко не всей) Рузский доложил Николаю II. К удивлению генерала, император спокойно сказал, что готов к отречению, но хотел бы знать мнение командующих фронтами и флотами на этот счет. Запросили, все дружно проголосовали за отречение. В зарубежной литературе утверждают, что это был 'бунт генералов', которые пошли на поводу у Родзянко и предали своего императора.

Получив генеральский вердикт, Николай II как-то сразу сник. 'Телеграфируйте Родзянко, - сказал он, - что я согласен на отречение', но через полчаса передумал и велел Рузскому вернуть бланки телеграммы, но было поздно, депеша была уже в Думе. Хочу напомнить один нюанс - император и Дума ведут переговоры и делают вид, что царский указ от 26 февраля 1917 года о роспуске Думы как бы не существует.

М. Родзянко одобрил решение Николая II и сообщил, что посылает в Псков двух депутатов - В. Шульгина и А. Гучкова, с проектом Акта отречения от престола.

В этот же день вечером думцы появились у царского поезда в Пскове. Они прибыли как частные лица, так как послал их только Родзянко. Проект передали Николаю II, в канцелярии поезда документ доработали, и император его подписал. Получив Акт отречения, депутаты этим же вечером поехали в Петроград, а Николай II в Могилев, чтобы попрощаться с войсками и штабом в Ставке.

Детективная история

Наступило 3 марта 1917 года. Все утренние газеты Петрограда опубликовали состав только что сформированного Временного правительства. Премьером стал князь Львов, министрами - А.Керенский (юстиции), П. Милюков (иностранных дел), А. Гучков (военный и морской министр) и так далее.

Этим же утром в Петроград приехали Гучков и Шульгин, прямо на перроне к ним подбежали два депутата Думы с поручением Родзянко спрятать Акт отречения в надежном месте и никому его не показывать. Поручение выполнили, Акт спрятал комиссар Думы Бубликов, который засунул исторический документ в кипу устаревших архивных бумаг. В Думе поняли, хотя и с опозданием, что отречение Николая II в пользу брата Михаила только вызовет протест и всеобщее недовольство.

Спрашивается, зачем тогда было морочить голову бедному Николаю II? Гучков и Шульгин не сразу поняли, что напрасно ездили в Псков к царю, и оба попали впросак. Шульгина узнали на Варшавском вокзале и повели на митинг. Депутат провозгласил здравицу в честь нового императора Михаила и чуть за это не поплатился. Из разгневанной толпы его вытащил Керенский, оказавшийся на вокзале. А. Гучков по дороге зашел в железнодорожные мастерские, где рассказал, что принял из рук Николая II Акт отречения от престола в пользу Михаила.

Услышав это, митинг взорвался криками: 'Не нужно нам царей!', 'Где царская грамота? В клочья ее, бей провокатора!'. Гучкова стали раздевать и обыскивать, посыпались удары по спине и по шее. От линчевания депутата спас инженер, заглянувший в свои мастерские. Храброго Гучкова, дуэлянта, участника англо-бурской войны, выкинули за дверь.

Приключения Гучкова и Шульгина в этот день продолжались: их посадили в автомобиль и повезли в особняк князя Путятина, где собралось интересное общество: новый император Михаил, М. Родзянко, А. Керенский, князь Львов и другие. Шульгина и Гучкова пригласили как свидетелей отречения Николая II в Пскове. На этом совещании Михаил Романов отказался от царского престола, пробыв императором одни сутки. Голодные и усталые Гучков и Шульгин наконец-то перевели дух, особенно после приглашения к роскошному обеду, устроенному мадам Путятиной в честь высоких гостей.

В заключение хочу сказать, что Россию ожидали новые испытания. Февральская революция, свергнув Романовых, не привела к всенародному согласию в стране. Большевики перешли в оппозицию ко Временному правительству, добиваясь его свержения. Ждут Ленина, которого немцы вскоре привезут в 'запломбированном' вагоне.

Что касается буржуазных демократов во главе с Александром Керенским, то они, получив власть, через 8 месяцев ее бездарно потеряют, расчистив путь Октябрьскому перевороту...

Николай КРАСИЛЬНИКОВ - кандидат исторических наук