'. . .Негры на границе Польши и Беларуси, военные негры, американцы. Скажите, что они за сотни километров делают на польско-белорусской границе?"
А.Лукашенко, пресс-конференция с представителями российских СМИ (2003 г.)
Разговоры о возможности размещения американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе, в частности, в Чехии и Польше, велись уже давно. Но все равно как-то не верилось, что чехи с поляками так активно поддержат намерения США и что никаких возражений со стороны Евросоюза тоже не последует. Но факт есть факт. Совсем недавно эти государства недвусмысленно заявили, что не возражают против размещения на своей территории элементов американской системы ПРО, а премьер-министр Польши Ярослав Качиньский и его чешский коллега Мирек Тополанек на совместной пресс-конференции в Варшаве подтвердили, что их страны готовы согласиться с предложением американцев. Польская и чешская стороны уверены, что система ПРО будет служить лишь интересам пассивной обороны европейских стран - членов НАТО и не может быть направлена против третьих стран, в том числе и против России. В соответствии с планами Вашингтона американская система ПРО в Восточной Европе должна состоять из 10 ракет-перехватчиков, база которых будет располагаться на территории Южной Польши и одной радарной станции раннего оповещения, построенной уже в Чехии. По одной из версий Вашингтон таким образом добивается интеграции с Европой под американским противоракетным щитом, так как имеет обоснованные опасения, что Европа в случае готовности Ирана к нанесению первого удара может попасть под политическое давление своих сильных арабских и мусульманских меньшинств и не встать на сторону Соединенных Штатов.
Противоракетный щит в Восточной Европе - всего лишь один из многих секторов так называемого "всемирного союза", создания которого после 11 сентября добивается Дж.Буш. Эта система сейчас апробируется на Аляске, на военной базе Fort Greely, первой готовой к отражению ракетной атаки базе США. Там в рамках национальной противоракетной обороны США защиту материка должны гарантировать 21 ракета-перехватчик, из которых 14 уже установлены. Наряду с национальной противоракетной обороной существует еще и разработанная совместно с Израилем противоракетная система Arrow. Основу ее составляет американская техника, она уже готова к эксплуатации и направлена на защиту против возможной агрессии со стороны особо непримиримых мусульманских государств. Еще один сектор ПРО намечено расположить в Восточной Азии и Австралии, правда эти разработки еще находятся в теоретическом состоянии. Но тем не менее решение о поставке стационарного радара раннего оповещения в Японию уже принято, о ракетах пока ничего не сообщалось.
Соединенные Штаты не скрывают, что в будущем желали бы видеть свои базы с теми или иными элементами глобальной ПРО и на территории других постсоветских республик, в первую очередь в Украине и в Грузии. В Грузии, скорее всего, в ближайшем будущем так и случится, с Украиной пока неизвестно. Натовские источники утверждают, что базы в Чехии и Польше нужны в первую очередь для того, чтобы обезопасить Европу и США от иранских и северокорейских стратегических ракет, которые будут лететь к своей потенциальной цели по какой-то странной траектории - практически над головами у белорусов. Более реалистично планы Пентагона озвучил новый министр обороны США Гейтс, который заявил: "Мы не знаем, что будет происходить в таких странах, как Россия, Китай, Северная Корея и Иран. Нам необходимы все средства ведения войны: как наземные боевые соединения, способные воевать с большими армиями, так и спецподразделения для борьбы с террористическими угрозами". В это утверждение верится быстрее, а кое в чем с американским министром можно даже и согласиться. Если, конечно, разделять точку зрения США и принять как должную идею так называемого "однополярного" мира - с одним хозяином, единоличным арбитром, определяющим правила игры для всех остальных. В этом-то основная проблема и заключается. Ни Китай, ни Россия, ни мусульманские страны с американской гегемонией ни за что не согласятся. Не случайно быстрее всех на планы США и НАТО разместить новые военные объекты в Восточной Европе отреагировала Россия. 10 февраля в Мюнхене на международной конференции по безопасности по этому поводу выступил президент РФ В.Путин. Его программная внешнеполитическая речь была настолько неожиданной, что многие ее
даже сравнили со знаменитой фултоновской речью Уинстона Черчилля, положившей в свое время начало холодной войне между СССР и США и надолго разделившей мир на Восток и Запад.
Если коротко, то в этой речи В.Путин вину за напряженность в мире полностью возложил на Соединенные Штаты, которые, по его словам, "силой навязывают другим свои правовые нормы и морально-политические ценности". Он прямо обвинил США в том, что "односторонний милитаристский подход Вашингтона сделал мир даже более опасным, чем во времена холодной войны". Из выступления российского президента многие сделали однозначный вывод - Россия западные нормы и ценности не разделяет, американские интересы считает противоположными своим, мирового лидерства США не приемлет и готова объединяться со всеми, кто готов бороться против гегемонии США. Путин констатировал приверженность России принципа абсолютного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств как основополагающего момента международных отношений. В этой речи досталось и ОБСЕ, которую, по его мнению, "пытаются превратить в вульгарный инструмент для обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран". Что касается размещения системы ПРО "вблизи российских границ", то российский президент пообещал - со стороны России может последовать "несимметричный ответ", и сам же пояснил сущность этого ответа: "Если мы не строим сами системы противоракетной обороны, то мы должны создать систему преодоления системы противоракетной обороны, которую выстраивают наши партнеры. Это же абсолютно логично и понятно".
Конкретизировать суть "несимметричного" ответа Путина пришлось уже экс-министру обороны РФ С.Иванову - преодолевать систему противоракетной обороны США предполагается с помощью гиперзвуковых боеголовок баллистических ракет, которые невозможно перехватить в полете. На "гиперзвуковых боеголовках" можно чуть-чуть остановиться, так как и в самой России далеко не все разделают оптимизм российских военных во главе со своим Верховным Главнокомандующим. Вот, например, что об этом пишет Н.Московченко, председатель российского союза "Щит": "О каком же гиперзвуковом маневре нам недавно поведал наш Главнокомандующий и горячо любимый всеми президент В.Путин? И, самое главное, для чего? Вся наша территория под плотным контролем противоракет, а он нам бает о каком-то гиперзвуковом маневре, до которого ракете, после нанесения внезапного ядерного удара, как минимум, надо будет уцелеть, стартовать, прорваться на старте, выйти в космос и долететь до цели. И только потом, на последней, заключительной фазе полета, боевая часть ракеты, разогнанная маршевыми двигателями до гиперзвука, не сгорев в плотных слоях атмосферы, сможет кувыркаться до земли. Эта стадия уже никому не интересна, ведь конструкция заряда такова, что он все равно сработает. Но ведь американцы не дураки они-то приготовились уничтожать боевую часть ракеты на земле и у земли, в ее первой разгонной фазе полета над нашей территорией. Никто из военных даже испугаться не успеет, когда все будет кончено. . ."
По мнению Н.Московченко, в случае конфликта стартующие российские ракеты будут сбивать еще на взлете скоростными "ракетами-убийцами", способными всего за 5-7 минут догнать и уничтожить любую взлетающую цель. Такие ракеты, считает эксперт, американцами давно созданы, они даже были испытаны в реальных боевых действиях в Югославии. Для полного поражения России осталось только выполнить главное условие - максимально приблизить эти ракеты к российской территории, чем американцы сейчас активно и занимаются. Будем надеяться, что эти апокалиптические предсказания являются всего лишь плодом профессионального воображения. Но все же, если внимательно проанализировать международную обстановку настоящего времени, то невольно возникает ощущение медленно, но верно надвигающейся опасности. Оружие становится все более изощренным, его накапливается все больше, а уровень противостояния между ведущими военными державами мира только возрастает. И если это правда, что речь В.Путина в Мюнхене действительно стала началом новой холодной войны, то нам, белорусам, снова не повезло дважды.
Любая война предполагает наличие фронта, той самой разделительной линии между враждующими сторонами. В новой холодной войне мы опять, в который уже раз в истории, становимся прифронтовым государством. И далеко не нейтральным. В последнее время в СМИ много пишут и говорят о чехах и поляках, считая их чуть ли не самоубийцами из-за своего решения разместить у себя базы американской ПРО. Мол, на них же первый удар в возможной войне и обрушится. А что тогда про нас говорить? На небольшом белорусском национальном пространстве таких стратегических российских объектов целых два. Во-первых, это радиолокационная станция 'Волга' Космических войск России, которая находится недалеко от Ганцевич, в 48 км от Барановичей. Станцию начали строить еще в 1986 году, а в 2002-м году она вступила в эксплуатацию, став одной из восьми аналогичных станций в России и СНГ, действующих в Системе предупреждения о ракетном нападении (СПРН). В 1995 году движимое и недвижимое имущество, а также земельный участок были переданы России в аренду на 25 лет без взимания каких-либо налогов. РЛС 'Волга' в свое время заменила подобный объект в Скрунде (Латвия), ликвидированный в 1998 г. А во-вторых - узел связи военно-морского флота, который размещается в Вилейке и занимает территорию в 600 га. Высота матч военного объекта составляет почти 300 м. Обслуживают узел порядка четырех сотен человек - как российских военных, так и местных жителей. Таких станций на постсоветском пространстве всего пять. В 2000 г. объект был модернизирован. Этот узел предназначен для ретрансляции сигналов, поступающих на российские корабли и подводные лодки, которые несут боевое дежурство в центральной и северной Атлантике.
Возникает законный вопрос - если утверждать, что чехи с поляками поступили опрометчиво, позволив НАТО у себя дома разместить базы с элементами ПРО, то почему для белорусов подобные объекты, но только российского происхождения, должны обязательно являться благом? Зачем нам все это надо? Ведь случись серьезный конфликт с применением ядерного оружия, то мы снова первыми попадаем "под раздачу", причем и с той и с другой стороны. Никто ведь сомнительную боеспособность белорусской армии проверять не будет, первым делом нанесут удар по этим и другим стратегическим целям, после чего в Беларуси воевать уже будет некому и незачем. Многие, наверное, не помнят, но в самом начале нашей пусть и весьма формальной независимости, а именно 16 декабря 1992 года была принята военная доктрина Беларуси, которая декларировала наш безъядерный статус, нейтралитет и отказ от вступления в военные блоки и союзы. Нейтральный статус государства был закреплен и в Конституции Беларуси, принятой весной 1994 г. Это положение сохранилось и в новой редакции Основного закона, одобренной на ноябрьском референдуме 1996 года, где в статье 18 записано: 'Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным'. Но в том-то и "сила" белорусских законов - их можно интерпретировать как угодно. "Ставить цель" стать нейтральным государством - это все равно что ставить цель когда-нибудь разбогатеть. При этом поставленной цели можно так и не дождаться и умереть в полной нищете. . .
Но все же - какой смысл существования российских стратегических военных объектов на нашей территории? Они нас от кого-то защищают? Тут впору от самой России помощь на стороне искать. Может быть Россия является гарантом нашей независимости? После энергетического кризиса даже самый неисправимый оптимист этого утверждать не возьмется. И даже наоборот, московские власти не устают повторять, что в будущем Россия не собирается делать никаких различий между Беларусью, Польшей, Германией или любой другой страной - членом того же НАТО. Рынок, утверждают они, один на всех, как для преданных союзников, так и для вероятных противников. Да и полноценным союзником Россию назвать язык не поворачивается - Кремлю надо или платить или четко выполнять исходящие оттуда команды, вроде "упал-отжался". . . По моему глубокому убеждению вся эта "Региональная группировка войск Республики Беларусь и Российской Федерации", включая в нее региональную совместную систему ПВО и прочие ОДКБ - пустая трата денег и забава для генералов. И уж совсем нелепой можно назвать ситуацию, когда Беларусь выпрашивает у России кредит на полтора миллиардов "зеленых" и в то же самое время продолжает бесплатно содержать на своей земле российские военные объекты стратегического значения и такой же стратегической опасности.
Во всяком случае я для себя уже окончательно решил - мое участие или неучастие в будущих президентских выборах в качестве избирателя будет зависеть от одного простого условия - от наличия в предвыборной программе хотя бы у одного из претендентов отдельного пункта, в котором бы говорилось, что в случае победы этот политик в обязательном порядке инициирует исправление по крайней мере статьи 18 Конституции Беларуси. Там должно быть записано просто и понятно: "Республика Беларусь - нейтральное государство, которое считает свою территорию безъядерной зоной и не вступает ни в какие военные блоки или союзы". И без всяких криводушных "лазеек", вроде формулировки - "РБ ставит целью. . ." Цель у нас у всех одна - сохранить страну для потомков и не стать в который раз полигоном для очередных "многополярных" империалистических игрищ.
P.S. Уже после написания этой статьи ведущие СМИ со ссылкой на иранское государственное телевидение сообщили о том, что 25 февраля Иран совершил первый в своей истории запуск ракеты в космос. Глава иранского центра аэрокосмических исследований доктор Бахрами заявил: "Ракета доставила исследовательские материалы, созданные министерствами науки и обороны". По мнению американских специалистов иранцы или приспособили для этого свою самую современную ракету Shahab 3, или же скопировали южнокорейский аппарат Taepodong-2. Я думаю, после этого все разговоры о том, что иранцы не обладают средствами доставки ядерных боеголовок на межконтинентальное расстояние лишаются всякого смысла. Это означает лишь одно - развертывание американской системы ПРО в Восточной Европе и на постсоветском пространстве станет еще более интенсивным. Нельзя исключить и нанесения уже в ближайшем будущем массированного удара силами США и Израиля по иранским ядерным объектам. Хуже всего то, что сами иранцы ни на какой компромисс идти не собираются. И даже наоборот, о чем заявил в воскресенье заместитель министра иностранных дел Ирана Манучехр Мохаммади: "Мы готовимся к любой ситуации, даже к войне. Если они (ООН) примут вторую резолюцию, Иран не отреагирует на это и продолжит свою ядерную программу". Боюсь, что "второй резолюции" может и не понадобиться. . .