Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Независимость УЛБ является не только наиболее очевидной гарантией, но и условием того, что Россия покинет прежний, имперский путь и вступит на новый - тот же путь интенсивной (а не экстенсивной) экономики, не требующей ни территориальных захватов, ни экспансии, ни вооруженных конфликтов, на который уже вступили все державы, вчера еще колониальные. И со вполне ощутимой пользой для себя и соседей. . .

'Говоря о политике Запада в Белоруссии, мы должны все-таки видеть нюансы. Дело в том, что традиционно европейскую политику в Белоруссии проводит Литва, не забывая, естественно о НАТО, но все-таки жестко пронатовскую политику в Минске проводит прежде всего Польша. Стоит отметить, что Белоруссия, как и Балтия с Украиной, находятся в сфере национальных интересов Варшавы. . . .Естественно, приоритеты политики Польши поистине имперские и они опираются на такие же исторические инстинкты, какие встречаются и в нашем политическом классе. . . .Словно вернувшись в XVII век, Варшава и Москва опять оказались конкурентами на всем пространстве Восточной Европы. Однако изменились ресурсы этой конкуренции. Россия опирается исключительно на свои, Польша использует ресурсы США и ЕС, опирается на НАТО. . .' А.Суздальцев, доклад на Экспертном Совете Комитета по международным делам Совета Федерации России.

В последнее время о чем бы мы ни говорили в блоге, дискуссия рано или поздно смещается от первоначально заявленной темы в сторону белорусской независимости и наших взаимоотношений с Россией. Ничего странного я в этом не вижу, на фоне главного все остальное воспринимается не таким уж значительным и не заслуживающим особого внимания. Карты, как говорится, брошены, белорусско-российская 'игра' пошла в открытую, теперь даже финансовую помощь у Москвы руководству Беларуси приходиться просить публично, что с непривычки многим кажется унизительным. Вся наша внутренняя и внешняя политика, которая еще несколько месяцев назад была так тщательно упрятана под многопудовым слоем бюрократической секретности, внезапно вскрылась, наподобие созревшего фурункула, и излила на нас свое, мягко говоря, малоэстетичное содержимое. Секретов больше нет никаких, всем уже стало понятно кто есть 'who' и чего нам стоит ожидать или опасаться в будущем. Но 'нюансы', которые, как утверждает г-н Суздальцев, 'мы должны все-таки видеть', остались. Хотелось бы и на них немного остановиться.

Что же это за нюансы? А все дело в том, как считает не один только А.Суздальцев, но и множество других российских аналитиков, что белорусы заговорили о собственной независимости от России неспроста. И даже не по своей осознанной воле. Ну с какой стати 'нормальному' затурканному провинциалу-белорусу потребовалась еще и независимость, не говоря уже про какое-то национальное самосознание? Еда есть, крыша над головой у большинства - тоже, нефть и газ по внутренним российским ценам при желании получать можно, заводы 'запущены'. . . Чего еще надо, входи в состав России и живи как 'сыр в масле'. А тут такая патриотическая волна поднялась и почти нет никого из аборигенов, кто бы выражал внутри страны так называемые российские интересы. Пытаясь объяснить этот 'феномен' в российских СМИ выдвигаются самые разные гипотезы. Заранее скажу, что всех их объединяет одно - белорусы, в виде народа, хотя бы приблизительно осознающего смысл своего существования, ни по одной из этих версий в расчет не берутся. В первую очередь 'вина' возлагается на нашу бюрократическую элиту, которая ни при каких условиях не хочет расстаться с властью и со своим нажитым непосильным трудом движимым, летаемым и недвижимым имуществом. Но главная называемая причина, конечно же - это политика Запада, денно и нощно подрывающая нашу многовековую братскую российско-белорусскую дружбу и сеющая на заранее подготовленную почву ядовитые зерна 'оранжевой революции'.

В интерпретации многих российских авторов основным проводником западной политики в Восточной Европе, в том числе и в Беларуси, является Польша, чьи исторические национальные инстинкты, несмотря на предыдущие разделы и социалистические лагеря, все никак не угомонятся. Вот как это примерно выглядит. Считается, что польская внешняя политика традиционно имеет две основные так называемые парадигмы, названные по именам двух королевских династий - 'пястовская' и 'ягеллонская'. 'Пястовская' была направлена в основном на Запад и ориентирована на тесное взаимодействие с немцами и остальными европейцами. По отношению к Восточной Европе в ней предполагалась пассивность и умеренность. Вторая парадигма, 'ягеллонская' - это идеология 'Великой Польши', покоряющей земли на Востоке. Ее-то призрак больше всего и беспокоит россиян, считающих поляков своими прямыми конкурентами в деле освоения 'диких просторов' Восточной Европы. Вот как описывает 'истинное' отношение поляков к своим восточным соседям российский публицист О.Неменский в работе 'Речь Посполитая: взгляд на Восток'.

'Украина - польская земля. . . Мало какой поляк признает, что Киев, а особенно Львов, - не польские города. Политика Польши по отношению к Украине, какой риторикой она ни была бы украшена, - это не политика 'дружественного государства'. Это политика, ведомая по отношению к своим же (хоть и утраченным) землям, и нацелена она на хотя бы частичное восстановление польского влияния на своей территории. . . . Когда-нибудь, возможно, украинцы поймут всю глубину своей 'вины' перед поляками, слезно покаются и Польша снова станет хозяином на 'своей земле'. . .' А это про нас, дорогих: - 'Никакого особого образа белорусов и Белоруссии у поляков не было, как и каких-то определенных чувств к ним. Как признают сейчас некоторые польские социологи, впервые ясный образ этой страны появился в польском сознании лишь в середине 1990-х, когда к власти в ней пришел А.Лукашенко. При резко негативном отношении к этой политической фигуре в польском обществе сам образ белорусов оказался так же негативным. Это образ тех 'восточных индейцев', которые столь закостенели в своем невежестве, что просто отворачиваются от света культуры и цивилизации, предпочитая прозябать в рабстве и 'хамстве'. . .'

Ну как, пробирает? Почувствовали себя индейцами? Вообще-то довольно топорная пропаганда, к тому же неправильная. Вместо того, чтобы как-то имидж России в глазах соседей улучшить, автор стремится белорусов и украинцев столкнуть лбами с поляками. Наверное, когда-то так же бледнолицые братья-англичане натравливали каких-нибудь краснокожих ирокезов или апачей на других бледнолицых братьев, но уже французов. Честно говоря, впервые слышу, чтобы поляки к белорусам относились как к индейцам. Сколько раз в Польше бывал, ничего такого не почувствовал. Хотя, на этом можно было бы неплохо заработать. Я нисколько не идеализирую поляков, среди них разные бывают, не сомневаюсь, там немало людей, мечтающих воссоздать Речь Посполитую 'от моря до моря' или повторить поход на Москву, но уверен - их не больше, чем россиян, готовых немедленно восстановить Российскую империю в границах времен Екатерины II. В любом случае демонизировать поляков, как это делает О.Неменский, я бы не стал. Вот что он пишет: 'Поляки не просто не любят Россию, они упиваются своей нелюбовью'. Не буду спорить, кто чем упивается, но кое в чем я бы с автором согласился: 'В представлении поляка, россияне не имеют никакого отношения к понятию Руси и у них мало что общего с украинцами и белорусами. У них есть свое Московское царство со своей традиционной территорией. То, что для русских было отвоевыванием своего, для поляков было попыткой захвата польских земель, не имеющей под собой никаких исторических оснований. Соответственно любой политический шаг современного руководства России, направленный на сближение с Украиной и Белоруссией - это лишь очередная выходка агрессора. . .'

Вот на этом месте хотелось бы остановиться более подробно и поговорить еще об одной польской доктрине, автором которой является наш земляк Ежи Гедройц. Широкой белорусской публике Ежи Гедройц мало знаком, хотя и был уроженцем Беларуси. Кстати, в 2006 году во всем мире и у нас в том числе отмечали его столетие. Он родился в Минске в 1906 году в знатной семье потомков литовских князей. Окончил лицей в Варшаве, а затем в Варшавском университете изучал право. Гедройца называют одним из самых выдающихся людей ХХ века, он основал издательство 'Instytut Literacki' в Риме, был создателем и неизменным редактором журнала 'Kultura', издаваемого в Париже на польском языке в течение более полувека, распространение которого в Польше коммунистическими властями было запрещено. Среди 500 томов Библиотеки 'Kulturу', была масса публикаций русских и украинских диссидентов, включая переводы А.Сахарова, А.Солженицына и других.

Исключительное значение Ежи Гедройца состоит в том, что он вместе с блестящим публицистом Юлиушем Мерошевским сформировал новую идеологию для Восточной Европы. Гедройц был одержим независимостью Польши, причем даже не самим фактом ее приобретения, а проблемой удержания и сохранения польского суверенитета. Осуществить на практике эту чрезвычайно сложную задачу было предложено совершенно на то время немыслимым способом - коренным способом изменив взаимоотношения между Польшей и Россией. Вот как это выглядит в знаменитой статье Мерошевского ''Польский комплекс' России и территория УЛБ', опубликованной, даже страшно подумать когда - в 1974 году: - 'В Восточной Европе - если на этих землях когда-то воцарится не только мир, но и свобода - нет места никакому империализму: ни русскому, ни польскому. :Если территорию, включающую в себя Украину, Литву и Белоруссию обозначить для упрощения буквами УЛБ, то следует признать, что в прошлом - а, в какой-то степени, и сегодня - территория УЛБ была чем-то большим, чем 'яблоком раздора' между Польшей и Россией. . . .Я не верю в систему 'мы или они'. Я также считаю, что система, о которой идет речь, хотя она глубоко укоренена исторически, сегодня представляет собой анахронизм, варварский анахронизм. Украинцы, литовцы и белорусы в двадцатом веке уже не могут быть пешками в исторической польско-российской игре. . . За украинцами, литовцами и белорусами должно быть в будущем признано право на самоопределение. . .'

Гедройц с Мерошевским никогда не рассматривали 'проблему УЛБ' (Украины, Литвы и Белоруссии) в отрыве от 'русского вопроса'. Они были уверены - 'тот, кто желает установления добрососедских отношений, должен согласиться, что независимость народов УЛБ является не только наиболее очевидной гарантией, но и условием того, что Россия покинет прежний, имперский путь и вступит на новый - тот же путь интенсивной (а не экстенсивной) экономики, не требующей ни территориальных захватов, ни экспансии, ни вооруженных конфликтов, на который уже вступили все державы, вчера еще колониальные, от Англии и Нидерландов до Японии и Германии. И со вполне ощутимой пользой для себя и соседей'. В их политической программе не было и намека на стремление свести Россию к размерам Московского Княжества или призывов к распаду Российской Федерации, Гедройц позднее даже высказывался против ущемления прав русских в нововозникших постсоветских республиках и в самой Польше. Но нельзя не признать - сам подход к мирному сосуществованию в Восточной Европе, который они предложили, заслуживает самого серьезного внимания.

Но эта идея в России так и не была воспринята. В ответ неоднократно раздавались упреки, что цель Польши - добиться независимости 'региона УЛБ' от России только для того, чтобы восстановить там польское влияние. Это, мол, не что иное, как та же 'ягеллонская' парадигма, только под новым соусом. Ну не хочется расставаться с 'исконно русскими землями', и все тут. Однако человек, будь он хоть трижды 'генсеком' или президентом только предполагает, а история располагает. Польша, как и Литва, стали частью Евросоюза. От УЛБ осталось только УБ, но для белорусов и украинцев идея Гедройца - Мерошевского остается все еще очень актуальной, для нас даже в большей степени. Но главный 'нюанс' лично мне видится в том, что за это время Россия ничуть не изменилась. Как сказал в своем докладе А.Суздальцев: - 'Словно вернувшись в XVII век, Варшава и Москва опять оказались конкурентами на всем пространстве Восточной Европы. . .' А может, это просто в Москве очень хочется, чтобы так оно и было? Стоит ли в начале XXI века возвращаться на четыре столетия назад? В том-то и состоит ценность концепции нашего земляка Ежи Гедройца, что она нацелена не в прошлое, а в будущее, которое все равно наступит.

_______________________________________

'Польский комплекс' России и территория УЛБ* ("Kultura", Польша)