Вопрос: Высказанные В.В. Путиным на конференции в Мюнхене оценки поведения Вашингтона на международной арене производят впечатление. Односторонние, зачастую незаконные действия Белого дома не являются чем-то новым. Почему именно сегодня Россия прибегла к такому жесткому тону?
Ответ: На самом деле такой разговор назревал уже давно - слишком много проблем накопилось в европейской и мировой политике. Об этом Президент России В.В. Путин неоднократно говорил как на международных форумах, так и в рамках двусторонних контактов с лидерами ведущих мировых держав.
Ведь пришла пора осознать необходимость перехода к многополярной системе мироустройства как более устойчивой и отвечающей современным реалиям. Исходный пункт такого разговора - осознание неделимости безопасности в современном мире. Надо, наконец, понять, что блоковые и односторонние подходы к международным делам, нелегитимные часто действия не решили ни одной проблемы. Более того, они стали генератором новых человеческих трагедий и очагов напряженности, произошло наслаивание новых проблем на старые.
Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение военной силы в международных делах -силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов. Становится невозможным их политическое решение. Действия с опорой на силу, как убедительно свидетельствуют последние события, губительны для самого того, кто делает ставку на данный фактор. Это служит лишь катализатором гонки вооружений и тяги к обладанию ядерным оружием, наносит ущерб коллективным усилиям по противодействию глобальным угрозам, таким как терроризм. Таким образом, подрываются устои международной системы, прежде всего ее правовой основы.
Высказываясь откровенно, мы хотим, чтобы все четко поняли - речь не идет о новом варианте 'холодной войны'. Никакая это не 'холодная война', а просто чувство ответственности за судьбы мира, которые мы хотим решать сообща, коллективно, поскольку никакого иного решения не может быть. Мы не рассматриваем США и другие западные страны как своих врагов. Напротив, они остаются нашими партнерами по созиданию прочного, безопасного и устойчивого мира, отвечающего интересам всех. А между партнерами необходим честный, открытый, пусть даже иногда и нелицеприятный разговор. Дальше замалчивать эти острые проблемы было бы безответственно - это лишь ускорило бы соскальзывание мира 'в никуда'.
Вопрос: Россия стремится к установлению справедливого и демократичного миропорядка, и этой политике ваша страна следует неизменно. Охотнее ли прислушиваются сегодня к голосу Москвы, а главное, легко ли создать такое справедливое и демократичное мироустройство?
Ответ: Мы убеждены, что сильная и уверенная в себе Россия - это неотъемлемый элемент общего движения мира к большей упорядоченности и соответственно, предсказуемости, к укреплению роли многосторонней дипломатии. Такая дипломатия должна стать основным инструментом регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровнях. Сегодня многие из наших партеров начинают, кажется, это понимать и прислушиваются к нашим доводам. Убедительное тому свидетельство - позитивные итоги недавнего председательства России в 'Группе восьми', а также в Комитете Министров Совета Европы.
14 февраля в Нью-Дели состоялась встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая. В принятом по ее итогам Совместном коммюнике фигурируют термины 'многополярность', 'демократизация международных отношений', 'многосторонняя дипломатия', 'необходимость искать коллективные решения всех проблем без двойных стандартов', 'борьба с терроризмом'. Именно об этом в Мюнхене говорил Президент России В.В.Путин. Это подтверждает, что истины, которые он сказал, у всех на устах. Обо всем этом давно и последовательно говорят многие страны. Более того, они не просто говорят, но и фиксируют свою позицию, продвигают такие подходы.
Тем не менее, в том, что касается существа - то есть строительства многополярного мира - очевидно, что здесь мы еще лишь в начале пути. Сообща нам предстоит решить немало проблем, а для этого необходимо, чтобы многие участники этого процесса научились слушать партнеров, преодолели массу стереотипов, связанных с наслоениями прошлого и рецидивами блокового мышления.
Вопрос: США планируют разместить систему ПРО на территории Польши и Чехии - Президент России назвал это новой 'берлинской стеной'. НАТО издавна вынашивает планы по расширению на восток. Как будет реагировать Россия на такое развитие событий?
Ответ: В России сегодня задаются вопросом: зачем НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам, а нашим американским партнерам, находящимся за океаном, понадобилось дислоцировать системы противоракетной обороны в странах Восточной Европы - ведь ракетного оружия, реально угрожающего Европе, нет ни у одной из так называемых 'проблемных стран'. Ясно, что в этих условиях мы вынуждены задуматься об обеспечении своей собственной безопасности - об этом недвусмысленно сказал Президент России на конференции в Мюнхене. Мы обязаны учитывать развитие стратегической ситуации вокруг наших границ и, делая это, определять, какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы на практике иметь возможность поддерживать стратегическую стабильность.
На днях Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, первый заместитель Министра обороны генерал армии Ю.Н.Балуевский прямо заявил, что в случае размещения Соединенными Штатами Америки элементов ПРО на территории Польши и Чехии мы будем вынуждены реагировать. У нас есть ассиметричные ответы на подобные вызовы. Если будет принято соответствующее политическое решение, Россия в кратчайшие сроки способна возобновить производство ракет среднего и малого радиуса действия и развернуть их по периметру своих западных границ. В 80-е годы прошлого века, проводя политику разрядки, СССР и Соединенные Штаты, как известно, подписали Договор о ликвидации целого класса ракет средней и малой дальности, но универсального характера этому документу придано не было, и сегодня такими ракетами уже обладает целый ряд стран.
Однако тем, кто проводит экспансионистскую политику и бряцает оружием в непосредственной близости от границ России, стоило бы подумать, насколько отвечают их замыслы и действия интересам стабильности и безопасности в мире и не обернется ли их недальновидная линия эскалацией напряженности и конфронтацией. Кому нужен очередной виток неизбежной в этом случае гонки вооружений? Глубоко сомневаемся, что самим европейцам. Мы не можем согласиться с попытками навязать уже новые разделительные линии и стены, разрезающие наш общий континент.
Вопрос: Поскольку речь идет о справедливом и демократичном мироустройстве, следует упомянуть и о несправедливости, в условиях которой живет Кипр в течение вот уже более 32-х лет. Как расценивает события или отсутствие развития событий в кипрском урегулировании Россия?
Ответ: Мы исходим из того, что инициатива по возобновлению переговорного процесса должна проистекать прежде всего от самих кипрских сторон либо от Генсекретаря ООН, который имеет соответствующий мандат от Совета Безопасности ООН на осуществление миссии 'добрых услуг' по Кипру. Естественно, субстантивный диалог должен быть тщательно и правильно подготовлен, должны быть созданы реальные предпосылки для того, чтобы новому раунду переговоров сопутствовал успех.
Этому способствовал бы скорейший запуск механизма, предусмотренного известной договоренностью от 8 июля 2006 г. Начало деятельности рабочих групп экспертов и технических комитетов позволило бы продвинуться по пути создания новой основы для субстантивных переговоров лидеров кипрских общин.
К сожалению, вынуждены констатировать, что серьезных предпосылок для появления кардинальных подвижек в кипрском урегулировании в обозримом будущем пока не просматривается. В складывающейся обстановке постепенно начинает проявляться фактор выборов, объективно влияющий на усилия по урегулированию на Кипре, что уже не раз бывало и в прошлом. Как известно, в течение этого года в Турции должны пройти выборы президента и парламента, в феврале 2008 г. состоятся очередные президентские выборы в Республике Кипр.
Мы считаем, что при наличии политической воли, несмотря на какие-либо факторы, стороны в течение года способны продвинуться по пути имплементации договоренности от 8 июля и подготовить почву для начала полномасштабных переговоров по решению кипрской проблемы, когда для этого созреют условия.
Вопрос: Никосия занимает твердую позицию в пользу вовлечения (в процесс урегулирования - прим. пер.) всех пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Эту позицию поддерживает и Россия. Как осуществляется это на практике?
Ответ: Мы готовы к самому широкому международному сотрудничеству по актуальным вопросам мировой политики на основе взаимного учета интересов и уважения прав всех без исключения государств при строгом соблюдении Устава ООН, норм и принципов международного права.
В том, что касается кипрского урегулирования, достигнуто полное понимание, в том числе с учетом опыта недавнего прошлого (история с продвижением 'плана Аннана'), относительно необходимости скоординированных действий 'пятерки' постоянных членов Совета Безопасности. Представительства США и Великобритании, равно как и представительства Франции и КНР при ООН мы рассматриваем в качестве наших партнеров, с которыми стремимся обсуждать все вопросы повестки дня СБ ООН, включая проблему Кипра, в деловом и конструктивном ключе. Мы нацелены на то, чтобы такая практика нашей совместной работы стала правилом. Регулярный обмен мнениями в рамках 'пятерки' на уровне послов с участием главы миссии ООН на Кипре М.Меллера осуществляется и в Никосии, как правило, каждый месяц. Такие встречи я рассматриваю в качестве весьма полезных, поскольку они дают возможность обмениваться важными деталями, имеющими отношение к продвижению процесса кипрского урегулирования, и сверять наши подходы.
Вопрос: Тема добычи углеводородов в экономической зоне Кипра приобрела 'вселенские' масштабы. Турция вначале реагировала агрессивно, затем несколько поубавила тон, обнародовала свое намерение начать собственные исследования, США и Великобритания делают то предельно четкие, то неясные заявления по данному вопросу. Какие сигналы посылает Россия в связи с данными событиями?
Ответ: В складывающейся вокруг кипрских углеводородов ситуации мы разделяем подходы Правительства Республики Кипр относительно того, чтобы не раздувать данный вопрос и спокойно, по-деловому заниматься осуществлением намеченных планов. В русском языке есть, например, выражение 'делить шкуру неубитого медведя' - это то, против чего предостерегает народная мудрость, и, мне кажется, она вполне уместна и в данном случае.
Попытки придать теме предстоящей доразведки и возможной промышленной разработки месторождений природного газа и нефти в исключительной экономической зоне Кипра с самого начала, как Вы выразились, 'вселенские' масштабы, по нашему мнению, не пошли бы на пользу реализации самого проекта. Мы исходим из того, что заинтересованным компаниям прежде всего следовало бы уточнить реальные объемы данных месторождений или, одним словом, их потенциал.
В дальнейшем же успешное освоение месторождений углеводородов на континентальном шельфе Кипра не только не должно явиться источником дополнительных трений между двумя кипрскими общинами и, тем более, между государствами Восточного Средиземноморья, но, напротив, способно в перспективе стать фактором, облегчающим достижение взаимопонимания и работающим на цели всеобъемлющего урегулирования кипрской проблемы. В любом случае мы призываем к сдержанности, к выверенным и легитимным шагам, которые не подрывали бы стабильность и безопасность в этом весьма чувствительном регионе мира.
В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника Конвенции ООН по морскому праву Россия выступает за строгое следование основополагающим принципам и нормам международного права при осуществлении экономических проектов на континентальном шельфе Кипра. Ни одно из государств - членов ООН, признающих Республику Кипр, никогда не оспаривало суверенитет кипрского государства и его неотъемлемое право заключать международные соглашения. Это в полной мере относится и к нашей стране.
Вопрос: Проявят ли интерес российские компании к разработке нефтяных месторождений?
Ответ: Что касается возможного интереса со стороны российских компаний к разработке нефтегазовых месторождений в экономической зоне Кипра, то его наличие должен выявить объявленный 15 февраля с.г. Правительством Республики Кипр международный тендер. До его завершения остается еще достаточно много времени, и мне не хотелось бы предвосхищать его результаты. Отмечу лишь, что некоторые российские компании, причем достаточно крупные, уже проявили заинтересованность в получении информации по результатам проведенной по заказу кипрского правительства предварительной разведки месторождений и об условиях участия в указанном международном тендере.
Андрей Нестеренко - посол РФ в республике Кипр