В этом году на Всемирном экономическом форуме в Давосе принимала участие большая делегация из России.
После президентства Бориса Ельцина и в течение всего времени пребывания на посту президента Владимира Путина число представителей России на Форуме уменьшалось. Но в прошлом месяце Кремль неожиданно направил в Давос необычно большое число делегатов, а тема одного из заседаний, вызвавшего немалый интерес, была целиком посвящена России и ее внешней политики 'мускулов'.
США и Европа немало обеспокоены будущим России. Есть мнение, что российская политика, как маятник: после колебаний на краю пропасти и хаоса ельцинской эпохи сейчас страна движется в сторону строгого порядка и дирижизма под предводительством Путина. Это еще не сталинизм, хотя царизм является весьма подходящей ассоциацией с современной Россией. Наблюдатели задаются вопросом, в какую сторону маятник качнется дальше.
Оптимисты утверждают, что представления о правах частной собственности в России быстро пускают свои корни и что будущее страны зависит от того, насколько скоро сможет развиться средний класс, права которого будут защищаться правительством, твердо опирающимся на законы. Но далеко не все уверены в том, что такое возможно в случае с Россией. Что если маятник после хаотичных раскачиваний из стороны в сторону заржавеет и замедлит свое движение, а то и вовсе остановится? И в этом случае, как говорят пессимисты, вместо равновесия либерализма возникнет ситуация, в которой основы свобод будут потрясены. И как, скажите, должен реагировать Запад, когда нет никакой уверенности в демократическом будущем России? Для администрации Дж. Буша вопрос этот представляется особенно сложным. Бороться с Россией или сотрудничать?
В 2005 году госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что фундаментальный характер режимов и политсистем имеет первостепенное значение, а сенатор Джон МакКейн, кандидат на предстоящих президентских выборах, поддерживал идею исключения России из состава Большой восьмерки. Сдается, однако, что Запад имеет вполне конкретные планы взаимодействия с Москвой. Америке очень бы хотелось добиться от Кремля сотрудничества: по ядерным вопросам в Иране и Северной Корее, в деле осуществления мониторинга за вооружением и утилизацией ядерных отходов, борьбы с радикальным исламизмом, а также в области производства электроэнергии и энергетической безопасности. Но это еще не все. США знает, что Россия богата молодыми талантами, а также полезными технологиями и ресурсами в медицине и борьбе с глобальными климатическими изменениями.
На самом деле противоречие между этими двумя сторонами медали - противодействие и сотрудничество - не такое глубокое. Но в случае, если Запад повернется спиной к России, то та замкнется в своей ксенофобии, а путь к либерализму станет для нее еще сложнее. Лучше было бы рассмотреть долгосрочную перспективу, действовать мягче, чтобы обеспечить тем самым культурный обмен и преемственность поколений разных культур, поддерживать вхождение России в состав ВТО и другие западные институты, ориентированные на рынок, критиковать конструктивно, избегая политики изолирования страны.
Поддержка России как альтернатива тому, чтобы ее изолировать, однако, отнюдь не означает отказа от дружественной критики, и потому в Давосе я лично назвал несколько причин, почему, по моему мнению, в ближайшие 15 лет Россия может перестать являться авторитетом и силой на внешнеполитической арене, если не приложит усилий по изменению внутриполитической ситуации. Во-первых, Россия не диверсифицирует свою экономику с должной быстротой. И нефть совсем необязательно является манной небесной. Оседлав поднявшиеся до рекордной отметки цены на энергоресурсы, Россия смогла стать десятой экономикой в мире. Однако госбюджет страны, планирование которого происходит из расчета, что цены на нефть будут держаться в районе $ 61 за баррель, на 30% зависит от экспорта энергоресурсов. Другая немалая часть доходов государства зависит от экспорта вооружений. Все это делает Россию очень уязвимой. Другой проблемой является отсутствие законодательства, которое бы эффективно защищало и поощряло бизнес и предпринимательство. К тому же страна пребывает в состоянии демографического кризиса. Попытка со стороны бывшей сверхдержавы, воспользовавшись возможностью, вернуться на мировую арену и играть там мускулами благодаря ситуации на энергетических рынках подрывает доверие к России. Ведь ни соседние государства, ни Европа отнюдь не хотят от нее зависеть.
В Давосе, как мне показалось, большая часть российских делегатов отказывались слушать подобные предостережения, однако заинтересовались, когда один из участников Форума предположил, что реформы в России могут пойти куда быстрее, если цены на нефть опустятся. Один из членов делегации из Москвы отметил, что разнообразная критика, преподнесенная дружески, может только приветствоваться и оказаться очень полезной. И если исходить из того, что российские делегаты прибыли в Давос с кулаками наготове и желанием защищать свою страну от нападок, то их желание выслушивать конструктивную дружественную критику может служить обнадеживающим сигналом.
Перевод: Душечкин Антон